ДЕСЯТИГРАДИЕ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Д. упоминается также внебиблейскими источниками. В I в. по Р. Х. Плиний Старший (Plin. Sen. Natur. hist. V 18. 74) перечислил города Д. : Филадельфия, Рафана, Скифополь, Гадара, Гиппос, Дион, Пелла, Гераса и Канафа, а также лежащий значительно севернее Дамаск. Согласно Плинию, Д. - владения Иудеи за пределами ее географической территории, в Сирии; отмечается также, что точного списка городов Д. нет. Иосиф Флавий упоминает Скифополь как крупнейший город Д. (Ios. Flav. De bell. III 9. 7) , Филадельфию (Ibid. II 18. 1) , Гадару и Гиппос ( Ios. Flav. Vita. 65, 74 ) и 10 городов Д. в Сирии (судя по тексту, речь идет о хорошо известном тогда составе городов) . У географа Клавдия Птолемея (II в. по Р. Х.) (Ptolem. Geogr. V 14. 8) Д. включается в Келесирию с упоминанием большинства городов, названных Плинием, и дополнением из числа городов Юж. Сирии, лежавших рядом с Дамаском, в т. ч. и Капитолиады (всего 18) . Христ. авторы Евсевий Кесарийский (Euseb. Hist. eccl. III 5. 3) и свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. XXIX 7. 7-8 ) , описывая Д. как расположенное в пределах Переи, упоминают Гиппос, Пеллу и Гадару (видимо, вслед. их заметной роли в истории христианства) . Географ Стефан Византийский в VI в. (Steph. Byzant. Ethnika. 135. 15) , называя Герасу, отнес ее к области Τεσσαρεσκαιδεκάπολις (Четырнадцатиградие) , возможно, по ошибке. Как входящий в Д. упоминается и г. Абила (в греч. надписи из района Пальмиры - CIG, № 4501) .

В одной из греч. надписей на Балканах эпохи имп. Домициана упоминается имя префекта «сирийского Десятиградия». Данные эпиграфики позволяют предположить, что города Д. не именовали себя официально членами Д. (надпись из Пальмиры просто стремится отличить Абилу из Д. от одноименного города во владениях Лисания; см. : Ios. Flav. Antiq. XIX 5. 1) .

В Д. часто видели созданный рим. полководцем Гнеем Помпеем Великим ( ок. 106-48 гг. до Р. Х. ) союз независимых городов ( Bietenhard. 1963; Jones. 1971. P. 259 ) , но ни Страбон, прекрасно знавший о деяниях Помпея, ни Иосиф Флавий о таком союзе не пишут (Parker. 1975) . Города Д. применяли разные системы летосчисления: в большинстве городов (Абила, Канафа, Дион, Гадара, Гераса, Гиппос, Пелла, Филадельфия и Скифополь) использовали варианты дат ( 64-61 гг. до Р. Х. ) эры Помпея (видимо, в память обретенной при нем политической свободы) ; Дамаск пользовался селевкидской эрой; в Капитолиаде чеканка монет началась только в правление имп. Нервы или имп. Траяна. Судьба городов Д. в эпоху рим. господства совершенно различна, они никогда не вели не только общей, но и согласованной политики. Единый облик городов Д. связывают с общими культурными эллинистическими корнями, к-рые резко выделяли их из окружающей среды: от городов евреев с запада, набатеев с юга и горцев или кочевников с севера (Bietenhard. 1977. S. 249-252; Rey-Coquais. 1982. P. 9) . Города Д., населенные в IV-III вв. до Р. Х. эллинами, управлялись автономно и были организованы наподобие греч. полисов. В них процветали культы греч. божеств и спортивные игры ( Seyrig. 1959; Augé. 1982 ) . Города Десятиградия В городах Д. жили известные риторы и ученые, поэты и юристы. Во II в. до Р. Х. Гиппос считали главным культурным центром Юж. Сирии. Из Гадары происходили сатирик Менипп (III в. до Р. Х.) ; поэт Мелеагр Гадарский ( ок. 140 - ок. 70 гг. до Р. Х. ) , автор одной из первых антологий греч. поэзии, называвший Гадару «сирийской Аттикой»; философ-эпикуреец Филодем ( 2-я пол. I в. до Р. Х. ) . В рим. период были известны философ Антиох, оратор Феодор, современник Страбона (Strabo. Geogr. XVI 2. 29) , советник имп. Тиберия, и философ-киник Эномай (II в. по Р. Х.) . Из Гадары происходил рим. консул, афинский философ Аспин ( ок. 190-250 ) . Философ Ямвлих ( ок. 250 - ок. 330 ) , уроженец Халкиды, учил в Гадаре. Среди граждан Герасы Стефан Византийский называл ритора Аристона, софиста Керикоса, юриста Платона, математика и пифагорейца Никомаха (нач. II в. по Р. Х.) . Из Пеллы был родом христ. историк Аристон. В архитектуре, скульптуре, живописи городов Д. процветали античные формы, о чем свидетельствуют оформление гробниц рим. периода (Zayadine. 1976; Barbet. 1982; Vibert-Guigne. 1982) , планирование городов, улиц с портиками и колоннадами, театры, фонтаны. Своеобразная культура Д. заимствовала и перерабатывала влияния с Востока ( Seign. 1986. P. 41-53 ) . Языческое население, видимо, было враждебно иудеям, однако язычников было немало в Д., о чем свидетельствует Талмуд. Среди учеников Иисуса Христа также названо «множество народа... из Десятиградия» ( Мф 4. 25; Мк 5. 20 ) .

Первые колонии македонцев и греков в районе буд. Д.
 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

интерьер девы марии любеке гравюра zietz ansichten der freien hansestadt lubeck und ihrer umgebungen fr./m 1820 | иверская икона божией матери 1648 иконописец иером ямвлих гим музей новодевичий монастырь | интерьер девы марии любеке гравюра zietz ansichten der freien hansestadt lübeck und ihrer umgebungen fr./m 1820 | tabula ansata | иверская икона божией матери 1648 мастер ямвлих гим |

Источник текста


Постоянная ссылка: ДЕСЯТИГРАДИЕ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера