Из истории западного богословия: Бернард Клервоский

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
I. Жизнь Бернард, аббат Клервоский, знаменитый западный средневековый богослов-мистик, родился в знатной семье в деревне Фонтен-ле-Дижон в Бургундии (Франция) . У родителей Бернарда, которых звали Тесцелин и Алетта, было семеро детей. Бернард был третьим сыном. Светское образование он получил в Сен-Ворле, где, возможно, изучал дисциплины тривиума. Однако в 1107 г. после смерти горячо любимой матери в жизни Бернарда наступил кризис, в результате которого он решил принять монашество. В 1111 г. Бернард удалился в местность Шатийон, где к нему вскоре присоединились все его братья и некоторые родственники. В 1113 г. Бернард принял монашество в цистерцианском монастыре. Он стал вести столь ревностную подвижническую жизнь, что уже в 1115 г. был избран аббатом нового монастыря, для которого он вместе со своими спутниками выбрал уединенную долину недалеко от р. Об, которую они назвали Clara vallis (“Ясная долина”) , или Clairvaux (Клерво) . Первые годы своего аббатства Бернард провел в решении насущных вопросов организации монастырской жизни и основания новых монастырей. В 1119 г. он вступил в полемику с Клюнийским аббатством, где в то время наблюдалось резкое падение монастырской дисциплины. Он написал по этому поводу несколько писем своему кузену Роберту и знаменитую Апологию к Гиллельму. Впрочем, между Бернардом и Клюнийским аббатом Петром Досточтимым неожиданно установилась тесная дружба. В 1128 г. Бернард был приглашен к составлению устава для ордена тамплиеров. Во время схизмы 1130 г., когда после смерти папы Гонория II в качестве его преемников оказались избранными сразу два папы, Бернард решительно встал на сторону законно избранного Иннокентия II. Деятельность и поддержка Бернарда сыграла решающую роль в споре двух пап. На Эстампском соборе Бернард склонил французское духовенство к признанию Иннокентия II. Вскоре последовало признание того и со стороны французского, английского и германского королей, что отчасти было плодом стараний Бернарда. Когда Иннокентий II находился во Франции, Бернард везде сопровождал его и произносил проповеди в его поддержку. Вскоре Бернарду удалось добиться полного признания нового папы во Франции. С этой же целью Бернард ездил в Италию (в 1136 и 1138 гг.) . В это время мистически настроенный Бернард вступил в конфликт с рационалистом Петром Абеляром. На Санском соборе (1140 г.) Бернард выдвинул против него обвинения во всевозможных ересях. Абеляр отказался защищаться и обратился с апелляцией к папе, но Бернард расстроил эту апелляцию, в результате чего Абеляр был осужден заочно. Однако клюнийский аббат Петр Досточтимый взял Абеляра под свое покровительство и впоследствии даже достиг личного примирения между противниками. В 1144–1145 гг. Бернард выступил против учения Арнольда Брешианского, который критиковал чрезмерное богатство и роскошь Церкви, чем вызвал целое движение сопротивления среди римских граждан, которых Бернард пытался убедить остаться в повиновении папе Луцию II и позже Евгению III. Последний был учеником Бернарда, и его избрание в 1145 г. весьма усилило влияние Бернарда на церковную жизнь. В 1146–1147 гг. Бернард вел агитацию за второй крестовый поход и привел народы Франции и Германии в необычайное воодушевление. Однако результаты похода не оправдали ожиданий Бернарда, из-за чего он чувствовал себя весьма неловко. В 1148 г. Бернард добился осуждения известного богослова Гильберта Порретанского на соборе в Реймсе. В 1148–1149 гг. он успешно выступал против альбигойцев в Тулузе на юго-западе Франции. Умер Бернард в Клерво 20. 08. 1153 г. от тяжелой болезни. В 1174 г. он был канонизован папой Александром III, а в 1830 г. папа Пий VIII провозгласил Бернарда учителем Западной Церкви с почетным титулом doctor mellifluus (‘сладкоре­чивый учитель’) , который закрепился за ним еще в XV в.

Сведения о жизни Бернарда можно почерпнуть из его ранних житий: 1. Житие и деяния святого Бернарда (St. Bernardi vita et res gestae, или Первый вариант Жития) Vita prima (, PL 185, 225–454) , в семи книгах, написанных несколькими очевидцами и современниками Бернарда: Гиллельмом Сен-Тьерийским (кн. I) , Эрнальдом Боневальским (кн. II) и Гауфридом Клервоским, секретарем Бернарда (кн. III–V) . Шестая книга в Первом варианте Жития также написана очевидцами (в частности, Филиппом и Гауфридом Клервоскими) . В ней повествуется о чудесах Бернарда. В отличие от предыдущих, седьмая книга в Первом варианте Жития представляет собой собрание фрагментов из Великого цистерцианского трактата (Exordium magnum Cis­terciense) , содержащего позднейшие легендарные рассказы о чудесах Бернарда. То же можно сказать и о собрании фрагментов из книг Герберта О чудесах монахов-цистерцианцев (PL 185, 454–466) .

2. Второй вариант Жития (Vita secunda, PL 185, 469–524) , написанный епископом Аланом Аутиссиодорским ок. 1167–1170 гг., представляет собой переработанный вариант Первого варианта Жития. 3.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

опубликовано альманахе альфа омега |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Из истории западного богословия: Бернард Клервоский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера