> Помогите ребёнку на реабилитацию <

О монашестве в Малороссии в XVIII веке в контексте секулярной ...

  001   002  003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Из чего можно сделать вывод, что репрессии аннинской поры держали в страхе и киевское монашество. Тем не менее, к 1740 году в Малороссии оказались сотни иноков, постриженных вопреки указам [19]. Смена политики по отношению к монашеству произошла при воцарении Елизаветы Петровны. Особенно это коснулось малороссийского монашества. Вот текст именного указа императрицы Елизаветы Петровны 1749 года: «Марта 22-го. Именный, данный Синоду.

Указали Мы: по докладу преосвященного Стефана, архиепископа Новгородского, семинарии Новгородской учителей Павла Сопковского, Ивана Кремянского, Ивана же Кременецкого по их желанию постричь в монахи, и впредь из Малороссийского народа, желающих в монашество, в находящиеся в Малороссии монастыри к пострижению допускать токмо с ведома и усмотрения епархиальных архиереев, а в Киево-Печеркую лавру – архимандрита тоя лавры, по силе Духовного регламента; однако же сие позволяется с таким подтверждением, что малолетных ниже 17 лет [20], хотя бы кто из таковых и сам пожелал, а в неволю и никого, особливо же великороссиян, ежели кто того домогаться будет, ни под каким видом без собственного Нашего указа отнюдь не постригать» [21]. В этом указе наглядно противопоставлены льготы малороссиянам строгому запрету постригов великороссов.

Благодаря постоянно совершавшимся постригам численность братии в киевских монастырях в целом оставалась стабильной на протяжении XVIII века, несмотря на многочисленные переводы в Великороссию [22] и эпидемию чумы в Киеве в начале 1770 года [23]. Особенно пострадал от чумы Софийский кафедральный монастырь, где только в 1770 году умерли 49 человек.

Изменение численности братии в киевских мужских неставропигиальных монастырях с 1741 по 1784 годы представлено в приведенной ниже таблице (чел.) [24]. Годы Софийский кафедральный Пустынно-Николаевский Златоверхо-Михайловский Братский Выдубицкий Кирилловский Петро-Павловский Екатерининский 1741 72 25 45 24 26 21 8 3 1756 123 52 61 40 27 19 10 4 1775 54 45 35 28 31 19 6 3 1784 63 43 39 35 26 20 11 3 Данные на 1742 г. Если в Великороссии после секуляризации 1764 года резко сократилось число и монастырей, и монашествующих, то на Украине монастыри не просто продолжали свое существование, но и число постригов в них было значительным. Например, в Киево-Межигорском монастыре за девять лет (с 1765 по 1773 год) было пострижено 47 человек, из них 11 были казачьими сынами [25]. Хотя постриг выходцев из казачества был юридически ограничен общеимперскими законами [26]. Одна из особенностей данного исторического периода – это разделение русского общества на сословия [27]. Сословия разделялись на податные и неподатные (привилегированные) . Неподатных было два сословия – дворянское и духовное, остальные были податными. Каждое сословие имело свои привилегии и отличия. Переход из одного сословия в другое был крайне редок и труден. Все сложности при вступлении в монашество даже после отмены требования обязательного разрешения из Синода возникали потому, что оно подразумевало чаще всего переход в другое сословие. Например, если в монашество приходил дворянин, то это означало утрату каких-то дворянских привилегий, а если приходил крестьянин, то, напротив, привилегии прибавлялись. Желающие принять монашество должны были предоставить документы, свидетельствующие о том, что общество, к которому они были приписаны, не возражает против поступления его члена в монастырь [28]. Материальное положение монастырей. Секуляризация и введение штатов Материальное положение монастыря, как правило, напрямую было связано с числом проживавшей в нем братии. В Византии общее число монахов было огромным, но монастыри были небольшими – в среднем по 10–20 человек. Ограничение числа монахов отдельного монастыря по материальным соображениям отражено даже в некоторых древних уставах [29]. По замечанию К. В. Харламповича, «малороссийские монастыри всегда преимуществовали перед великорусскими числом братии» [30]. Однако делать отсюда общие выводы о лучшем материальном положении малороссийских монастырей будет, наверное, неправильно. И все же, по наблюдениям советского историка В. М. Мордвинцева, «самым крупным и влиятельным корпоративным собственником не только на Украине, но и во всей Российской империи была Киево-Печерская лавра» [31]. Вопрос монастырских имений стоял на повестке дня с самого начала царствования Петра I, пока не был окончательно решен в пользу государства известными указами Екатерины II.

В материальном плане, несомненно, указ 1764 года оказался сильным ударом по многим обителям. Было закрыто около 500 обителей в Великороссии, 150 стали заштатными монастырями и 225 стали получать денежное пособие от государства в соответствии с расписанными штатами. Более чем в два раза сократилось число монашествующих.

Известно, что Екатерина опасалась волнений в связи с секуляризацией церковных имений, поэтому, в частности, указ о секуляризации в Малороссии был опубликован более чем через 20 лет после реформы в великороссийских губерниях.
  001   002  003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

историко-статистическое описание харьковской епархии | историко-статистическое описание харьковской епархии отделение | состоявшихся защитах кандидатских диссертаций | изучении библейского новозаветного периода историко-догматическом отношении | историко-богословские исследования эпохи турецкого господства |
Постоянная ссылка: О монашестве в Малороссии в XVIII веке в контексте секулярной политики российских императоров Православие.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера