Источник текста

Сокровищница духовной мудрости. Сокращенный вариант, Часть 32 - читать, скачать


Седмица 21-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. ЗЗ. (7, 36–50) ОБ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ СЛЕЗАХ Чем воздала Тебе, Господи, оная блудница, когда оставил Ты ей все долги ее? Купила только миро и пришла помазать ноги Твои. Дорога и прекрасна была любовь ее, победоносна была вера ее, потому что за миро и слезы очей своих получила от Тебя оставление грехов. У нее грехи, миро и слезы, а у Тебя милость и полнота щедрот. Миром помазала члены Твои и получила от Тебя прощение во грехах… Маловажен принесенный ею дар в сравнении с полученным оставлением грехов. В пламенеющий поток погружена была оскверненная эта грешница, и капли слез из очей ее угасили этот огненный поток. Каплями слез оросила она святые ноги Твои, и река огненная угасла, и запаление ее не обратило в пепел. Из очей оскверненной и нечистой грешницы истекшие воды пали на огненные волны, и они обратились вспять и не попалили ее (25, 151) . Сокровище Божества отверсто было перед грешницей, чтобы через приближение свое к Нему соделалась она образцом для кающихся. Вошла она в слезную купель, чтобы очиститься, и если бы устыдилась Света, то вышла бы из купели без оставления грехов. Взяла она с собою миро и слезы и пришла к Виновнику святыни, чтобы при омовении ее соблюден был весь чин Крещения. Немного воды влила она и смешала с драгоценным миром, и таким образом совершено там Таинство Крещения. Первосвященник Своею рукою изгладил и разрешил вины грешницы, которой прегрешения, скверны и студные дела были многочисленны (25, 167) . К животворному Огню, Который прикровен был плотию и воспламенял мир, приблизилась она телом своим: от сего и сама воспылала огнем, и погребены в ней терния грехов (25, 168) . Пусть кающиеся, подобно блуднице, принесут Богу несколько слез – они получат от Него оставление всех долгов (25, 180) . Приступи, грешник, к доброму Врачу, принеси слезы – это наилучшее врачевство (22, 294) . Слезами оросите, кающиеся, дверь дома примирения, потому что там найдете Иисуса, ноги Которого лобызала блудница, и Он готов оставлять долги бедному человеческому роду (25, 180) . Слышал я, что слезы очей приятнее Тебе, Господи, золота, серебра и драгоценных камней. Приими же, Господи, слезы очей моих, да благоугодны будут Тебе слова моления моего и по щедротам благости Твоей прости мне долги мои (25, 276) . Ежечасно проливай пред Судиею слезы сокрушения о гнусных делах своих. Бездна мучений ожидает тебя за дела твои и в воздаяние за непотребства твои. Сугубо плачь о себе, чтобы Правдивый услышал тебя и примирился с тобой (25, 321) . Прежде плача и слез, никто да не прельщает нас пустыми словами и сами себя да не прельщаем: нет в нас покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших; не сознали еще мы себя виновными и не осудили, и душа наша не была еще в чувстве будущего Суда и вечных мук. Ибо если бы мы осудили себя, если б возымели такие движения сердца, если б были в таких чувствах, то тотчас извели бы и слезы. Без этого же ни жестокосердие наше никак не может умягчиться, ни душа наша стяжать духовное смирение, ни мы не в силах сделаться смиренными. А кто не таков, тот не может соединиться с Духом Святым, не соединившийся же с Ним через очищение себя от всего страстного созерцания Бога и боговедения сподобиться не может и недостоин сокровенно научаемым быть добродетелям смирения (58, 529) . Прекрасная баня для души – слезы во время молитвы, но после

ВТОРНИК. Лк. Зач. 34. (8, 1–3) О ЖЕНЩИНЕ-ХРИСТИАНКЕ У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличились не менее мужей; есть и такие, которые даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества (5, 35) . Женщина, украшай лицо целомудрием, скромностью, милостыней, человеколюбием, любовью, приветливостью – вот краски добродетели, ими ты привлечешь любовь не людей только, но и Ангелов, за них восхвалит тебя Сам Бог (33, 269) . Очистите сердца, чтобы плодоносить Духу и, став преподобными, прийти в состояние разумно петь Господу (1, 219) … Служите Богу не в ветхости буквы, но в обновлении духа… кто непрестанно становится новее в отношении к себе самому, тот поет новую песнь Богу (1, 230) . Бог… бестелесен и невидим, почему и служить Ему надлежит не телесно только и не видимо только. Служить Богу только телесно есть дело несообразное… будучи обязаны воздавать Богу невидимому невидимое служение, мы должны служить Ему умом и помышлением. Это и есть подобающее и сообразное служение: Невидимому приносим невидимое и Мысленному – мысленное. Но потом уже, вместе с этим, надлежит приносить и видимое, с душою и телесное, да угождение Богу от нас будет всем существом. Бог не от рук человеческих угождение приемлет ( Деян. 17, 25 ) . Если и приемлет Он телесные и чувственные приношения, то знать надлежит, когда и как приемлет, – когда они приносятся от чистого сердца (57, 78) . Невозможно благоугодить Богу среди душевных развлечений, при которых душа подвергается опасности быть уловленною кознями диавольскими и оказывается достойною поругания и смеха за недовершение того, чего решилась достигнуть (5, 288) . Если ты предала себя Богу – соблюдай все Его заповеди и, что тебе повелевается, делай то тщательно, ничего не упуская… Блажен человек, который имеет попечение угодить Господу и тело свое сохранить чистым, чтобы соделаться святым и нескверным храмом Христа Царя (24, 68) . Если хочешь благоугодить своему Господу, облекись в ризу смирения, ибо как скоро увидит тебя в оной, возрадуется о тебе и прославит тебя в Царствии Своем. Чтобы нам быть любезными Богу, будем развивать душевную красоту, ежедневно смывая всякую нечистоту чтением Писания, молитвами, милостынями, единомыслием друг с другом… (32, 615) . Желающему угождать Богу и быть добродетельным и чистым совершенно необходимо вести жизнь не спокойную, приятную и беспечную, но прискорбную и исполненную многих трудов и подвигов… (32, 824) . Если женщины желают жить по-евангельски, предпочитают девство браку, порабощают мудрование плотское и живут в ублажаемом плаче, то они блаженны за сие избрание, в какой бы земле ни находились (7, 69) . Любомудренная и суровая жизнь, будучи непривлекательна и неприятна для чувства, исполнена благих надежд… (14, 330) . С приложением новых подвигов добродетели любомудрие постоянно возводит душу к большей чистоте (21, 342) … Главное старание у нас, постоянно желаемое, неизменное назначение сердца должно состоять в том, чтобы дух всегда прилеплялся к божественным предметам и к Богу, а все прочее, не имеющее отношения к этому, хотя бы и казалось великим, надобно считать вторым, или низшим, или даже вредным (50, 172) . Как, например, при возделывании винограда все попечение и весь труд подъемлются для будущего наслаждения плодами, и, как скоро в винограднике не найдено плодов, все труды возделывания стали напрасны и суетны, так если с совершенною несомненностью и духовным ощущением не познаем в себе действенностью Духа произведенных плодов любви, мира, радости, смирения, долготерпения, веры и других, какие исчислил апостол, то напрасным оказывается подвиг девства и суетным труд молитвы, поста и бдения. Ибо это такие душевные и телесные труды, которые должны быть совершаемы в надежде духовных плодов. Плодоносие же Духа в добродетелях есть духовное наслаждение нетленным удовольствием, производимое Духом в сердцах верных и смиренных (24, 345) . Самое трудное дело – приступить к началу подвига, а по вступлении труд бывает уже не так велик (32, 344) . Горе тому, кто не предавался подвигам, потому что он предан будет неумолимым Ангелам (40, 945) . Можно ведь, живя и в городе, подражать любомудрию пустынножителей, (и замужняя) и семейная может и молиться, и поститься, и приходить в умиление (38, 572) . Вступи на путь, ведущий к Небу, вступи на путь и тесный, и узкий (33, 48) . Надобно подвизаться, пока мы еще на поприще, а по окончании земной жизни бесполезно плакать и рыдать (41, 230) .

Жила в Александрии одна монахиня, постилась, молилась, ночи проводила в бдении и много раздавала милостыни. По искушению диавола один юноша воспылал к ней блудной похотью. Не давал ей прохода, нашептывал ей всякие мерзости, так что ей нельзя стало выходить из дома. Однажды монахиня позвала этого юношу в дом и спросила: «Чем же я так привлекла тебя? » «Глаза твои пленили меня», – ответил юноша. Услышав это, монахиня взяла гребень и в присутствии юноши выковырнула себе глаза. Пораженный ее поступком, юноша удалился в скит и стал добрым монахом (70, 76) .

СРЕДА. Лк. Зач. 37. (8, 22–25) О ПАМЯТИ БОЖИЕЙ Бога имей началом и концом всякого дела (12, 209) . Поскольку единственное охранение и врачевство души – с любовью памятовать о Боге и держаться всегда добрых мыслей, то не будем отлагать такового рачения (30, 335) . Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай злоключений, будто неправедных, но переноси их как праведно тебя постигающие. Ибо терпение каждым случаем пробуждает память о Боге… (61, 550) . Блажен, кто всегда имеет в себе памятование о Боге, потому что на земле будет он всецело, как Ангел небесный, священнодействовать Господу со страхом и любовью (22, 525) . Кто всегда перед очами имеет Господа, тот совершеннейшим страхом отражает от себя пристрастие к видимому (24, 230) . Кто Тебя, Господи, имеет перед очами, того не обольстит никакой грех; кто на Тебя взирает, у того ничем другим не возмущается дух (25, 148) . Когда утверждено в сердце памятование о Боге, недейственными остаются замыслы сопротивника – диавола… (46, 356) … Ни в какое время не следует нам изгонять из своей души памятование о Боге, но твердо хранить в совести, быть в постоянной бдительности и никогда не давать себе покоя, но, зная ярость врага, заграждать ему все входы (памятью о Боге) … (35, 83) . Истинная добродетель в том, чтобы всегда памятовать о Боге, чтобы призывать Его в помощь и в благополучии и в несчастии (36, 839) . Имея в сердце постоянную память о Боге, мы не дадим ни времени грехам, не оставим места в сердцах своих врагу (40, 967) . Водружение нами в себе памятования о Боге есть вселение в нас Бога (52, 418) . Что бывает с рыбою, вышедшею из воды, то бывает с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятовании о мире (53, 45) . Не теряй из вида Высокого Зрителя, не теряй из вида Приникающего свыше на дела человеческие. Куда ты ни идешь, что ни делаешь, во тьме или среди дня надзирает над тобою Божие око (1, 240) . Невозможно совратиться с правого пути тому, кто не болезнует в душе забвением Бога (4, 124) . По какой причине человек теряет всегдашнее памятование о Боге? Если он не памятует благодеяний Божиих и оказывается непризнательным к Благодетелю (5, 306) . Когда душа возмущается гневом, или отягчается многоедением, или сильной печалью омрачается, тогда ум не может держать памятование о Боге, хотя бы и понуждаем был к тому как-нибудь. Ибо, весь будучи омрачен лютостью сих страстей, бывает он тогда совершенно чужд собственного чувства, почему желание не имеет где наложить свою печать, чтоб через то ум мог носить незабвенным и неизменным вид богомыслия, так как тогда память его огрубевает по причине суровости страстей. Когда же душа бывает свободна от таких возмущений, тогда, если иногда и успеет забвение на мгновение украсть мысль о возлюбленном Господе, ум, восприяв свою энергию и живость, тотчас опять с жаром емлется за многовожделенную оную и спасительную молитву, ибо тогда сама благодать сбогомысльствует душе (63, 39) …. Святые, которые постоянно содержат Бога в памяти, как бы на цыпочках ходят по растянутым на высоте веревкам… Они, сущность своего спасения и жизни поставляя на узкой стезе… думают, что они тотчас подвергнутся жестокой смерти, если нога их, пусть хоть немного поколебавшись, сойдет с пути или переступит за черту спасительного направления (забвением Бога) … неистощимая Благость Божия, при неизменном существе своем, никого не оскорбляет (оставлением) ; но мы, уклонясь от небесного и стремясь к земному, сами себя подвергаем смерти, даже самое уклонение становится смертью уклоняющемуся (50, 593) . Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении Закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцов Православной Церкви. Жизнь, всецело посвященная исполнению заповедей, есть постоянное памятование о Боге (105, 256) .

Рассказывали об авве Данииле. Когда варвары пришли в скит, все отцы убежали, старец же сказал: «Если Господь не попечется обо мне, то незачем мне и жить». И прошел он среди варваров никем не замеченный. Тогда сказал он себе: «Вот, Бог позаботился о тебе, сделай же, как сделали отцы, – беги». И авва Даниил убежал вслед за братией (74, 62) .

ЧЕТВЕРГ. Лк. Зач. 41. (9, 7–11) О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ Народи же разумевше, по Нем идоша: и прием их, глаголаше им о Царствии Божий ( Лк. 9, 11 ) . Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые во взаимном оказании друг другу равной чести не подражают детям (3, 349) . Царствие Небесное есть истребление всякого греха (31, 144) . Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но усиленные искатели (50, 632) . Царство для нас уготовано еще до создания мира (32, 11) . Небо есть такое место, которое недоступно никакому нападению, плодоноснее всякой земли, и сложившим в нем свои богатства дает пожинать плоды их в великом изобилии (32, 112) . Невозможно ясно выразить, как велико зло – лишиться небесных благ (38, 271) … Никому другому из безгрешных учеников Господь не доверил ключей от Царства Небесного, но вручил их Петру, чтобы он, когда увидит кого-нибудь покаявшимся в согрешениях и освободившимся от них покаянием и желающим войти в Царство Небесное, вспомнив о своем падении, сделался помощником ему во спасении (39, 986) . Кроме избавления от геенны и приобретения Царства, нужно упомянуть и нечто другое важное: выше всего этого – любить Христа и быть от Него любимым (40, 592) . В Царствии Божием нет древа познания добра и зла, но только древо жизни. Уже не от ребра Адама – жена, но все мы едино от ребра Христова (42, 409) . Дай мне уверенность, что я получу Царство Небесное, и тогда заколи меня, если хочешь, хоть сегодня… я буду благодарен Тебе за это, потому что Ты ускоряешь для меня наслаждение теми благами (43, 771) . Иные полагают, что Царствие Божие выше, а Царствие Небесное меньше и ниже, иные же говорят, что в сущности это одно и то же, но различно выражается, будучи названо иногда от имени царствующего Бога, а иногда от имени царствующих Ангелов и святых (49, 360) . Те, которые умирают прежде, чем стяжут Царствие Небесное, где и когда они обретут его, когда отходят туда, где всегдашняя тьма? Итак, здесь, в сей жизни, повелено нам взыскать его и обрести, толкая в двери его посредством покаяния и слез (57, 230) . Чего око не видело, о чем ухо не слышало и что на сердце человеку не входило, то как может измерить язык и как можно сказать словом? Поистине сие невозможно. Хотя мы стяжали все сие и имеем внутрь себя от Бога, давшего нам то, но нисколько не можем ни умом того измерить, ни словом изъяснить (58, 489) . Пусть будет возможно тебе одному стать царем всей земли, одному владеть всеми сокровищами Вселенной, положим еще, что начало бытия людей есть также начало и твоего царствования… а конец его будет изменение и претворение всего видимого и целого мира; что же, если предоставят тебе выбор, ужели на сие царство променяешь ты Царство истинное, постоянное, не имеющее в себе ничего преходящего и разрушаемого (30, 465) . Много ли у Бога Обителей? … Без сомнения, согласишься, что много, а не одна. Все ли они должны наполниться? Или наполняются одни, а другие нет, но останутся пустыми и приготовленными напрасно? Конечно, все, потому что у Бога ничего не бывает напрасно. Но можешь ли сказать, что разумеешь под таковою Обителью: тамошнее ли упокоение и славу, уготованную блаженным, или что другое? Не другое что, а это. Но, согласившись в сем, рассмотри еще следующее. Есть ли что-нибудь такое, как я полагаю, что доставляло бы нам сии Обители, или нет ничего такового? Непременно есть нечто. Что же такое? Есть разные роды жизни и избрания и ведут к той или другой Обители, по мере веры, почему и называются у нас путями. Итак, всеми ли путями или некоторыми из них должно идти? Если возможно, пусть один идет всеми. А если нет, то сколько может большим числом путей. Если же и того нельзя, то некоторыми. А если и сие невозможно, то примет в уважение, как мне, по крайней мере, кажется, когда кто-нибудь и одним пойдет преимущественно, правильно разумеешь сие. Посему что же, по твоему мнению, означается словом, когда слышишь, что путь один, и притом тесен? Путь один относительно к добродетели, потому что и она одна, хотя и делится на многие роды. Тесен же он по причине трудов и потому, что для многих непроходим, а именно для великого числа противников, для всех, которые идут путем порока (10, 13) . Тысячи лет века сего – то же, в сравнении с вечным и нетленным миром, как если бы кто взял одну песчинку из всего множества морских песков. Так беспредельны и неизменны век праведных и Царство Небесное (24, 35) . Вот проложены (Господом) стези к Горним, уготован путь в рай. Но с начала шествия и до конца теснятся вокруг все страсти и искушения, и даже при вратах Царствия всякие злострадания нападают на идущих твердо (25, 218) .

ПЯТНИЦА. Лк. Зач. 42. (9, 12–18) О БОГОПОЗНАНИИ Как тело нуждается в чувственной пище, так и душа требует ежедневного наставления и пищи духовной, дабы, укрепляясь ею, могла противиться восстаниям плоти и выдерживать постоянную брань (35, 83) . Телу невозможно жить без дыхания и душе невозможно существовать, не зная Творца (4, 193) . Душе давай душевные снеди… а не одно тело свое питай, оставляя душу свою нуждающеюся во всем и голодною. Как тело не может жить, если не вкусит хлеба, так и душа мертва, если не приобщится духовной мудрости (22, 68) . Под мудростью разумею созерцание Сущего (5, 338) . Но пока мы занимаемся предметами вне Бога, не можем вместить в себе познания о Боге. Ибо кто, заботясь о мирском и погрузившись в плотскую рассеянность, может внимать учению о Боге и иметь довольно тщательности для столь важных умозрений? (1, 299) . В рассуждении о Боге не домогайся наблюдения с помощью очей, но, предоставив веру уму, имей о Боге умственное понятие (4, 42) . (И помни) … постижение сущности Божией выше не только человеков, но и всякой разумной природы – под разумной природой разумею теперь природу тварную (3, 34) . Теперь, когда охотно всхожу на гору (богопознания) или, справедливее сказать, желаю и вместе боюсь (желаю по надежде, боюсь по немощи) вступить внутрь облака (подобно Моисею) и беседовать с Богом (ибо сие повелевает Бог) . Теперь, кто из вас Аарон, тот взойди со мною и встань вблизи, но будь доволен тем, что надобно ему остаться вне облака; а кто Надав, или Авиуд, или один из старейшин, тот взойди также, но стань издалеча, по достоинству своего очищения; кто же принадлежит к народу и к числу недостойных таковой высоты и созерцания, тот, если он нечист, вовсе не приступай (потому что сие небезопасно) , а если очищен, на время останься внизу и внимай единому гласу и трубе, то есть голым речениям благочестия, на дымящуюся же и молниеносную гору взирай как на угрозу и вместе на чудо для неспособных взойти. Но кто злой и неукротимый зверь, вовсе не способен вместить в себе предлагаемого в умозрении и богословии, тот не скрывайся в лесу с тем злым умыслом, чтобы, напав нечаянно, уловить какой-нибудь догмат или какое-нибудь слово и своими хулами растерзать здравое учение; но стань еще дальше, отступи от горы, иначе он камением побиен и сокрушен будет ()

. Чем долее медлит это воздаяние, тем большее будет приращение (40, 380) . Если мы ревнуем о добродетели, то хотя бы весь мир говорил о нас худо, мы будем всех счастливее (43, 619) . Но знаешь, кажется, что превосходнейшие деяния сопровождаются обыкновенно завистью и не могут избежать ее люди, громко прославляемые… посему, познав это, освободись от смущения. Ибо лучше, упражняясь в добродетели, терпеть осуждение от тех, кому не хотелось бы, чтобы кто-либо был благоискусен, нежели, возлюбив порок, заслуживать рукоплескание от неприобретших правого суждения о делах (49, 328) . Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением (55, 189) . Когда хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к постигающим тебя искушениям и не сомневайся в Истине (52, 290) . Добродетель всегда окружена бедствиями, как роза ненавистными и колючими шипами. Помни сие, и ты с лучшими надеждами блюди свою жизнь для Христа Царя в совершенной непорочности и не дозволяй вводить тебя в обман нужде, которая всего скорее покоряет себе даже мудрых мужей (12, 86) . Таково естественное свойство добродетели: ее путь усеян трудами, тяжелыми усилиями, кознями и опасностями. Но… за ними – венцы, награды, блага неизреченные и бесконечные (34, 666) . Добродетель и сама по себе достойна удивления, но если еще кто-нибудь творит ее, окружаемый препятствиями, то она является гораздо более дивною (35, 215) . Нечестие всегда проявляет большую злобу против добродетели и не только нимало не вредит ей, но, нападая на нее, делает ее только сильнее. Нечестивые обыкновенно издеваются над решившимися удаляться нечестия и прилепляющимися к добродетели (35, 216) . (Но) пусть ни бесчестие не печалит нас, ни бедность не стесняет, ни болезнь телесная не ослабляет бодрости душевной, ни людское презрение и унижение не делают нас менее усердными к подвигам добродетели (35, 295) . Никто не должен смотреть на трудность добродетели, но, имея в виду происходящую от нее пользу, всякий с готовностью да подъемлет ради нее все труды (35, 576) . (Ибо) добродетель требует кратковременного труда, а доставляет вечную радость (36, 492) . Добродетель возводит нас к той дивной первообразной красоте, какою человек обладал, будучи создан по образу Божию и подобию (37, 840) . Будем же упражняться в добродетели: она составляет великое богатство и великое чудо. Она доставляет истинную свободу (38, 361) .

, – между тем как мысль сию внушает злоба врага, которая, чтоб довести душу до отчаяния, не хочет сделать известным, что при душе есть чуждый Богу дух мирского заблуждения (24, 34) . Враг ставит нам сети в самых наших делах, потому что навык наш обращает как бы в клей, которым, по привычке к маловажной страсти, скрепляем крылья свои, – разумей добродетели, – отчего терпят вред не только крылья, но тело и душа (24, 258) . Противник всегда препятствует прекрасному, обольщает или увлекает ум, чтобы при памятовании о прекрасном (человек) не возлюбил горнего, но обольстил волю свою какими-нибудь земными мыслями и пожеланиями (24, 338) . Это твое приражение, злобный; это ты, хитрыми изворотами закравшись ко мне в ум, убеждаешь меня ловить негу удовольствий. Но нет, не убедишь меня. Не верить тебе внушил мне Адам. Пресмыкайся же по земле, а я буду попирать твою голову. А если у тебя достанет сил еще угрызать мне ногу мою, то повешу тебя, изваяв из меди, чтобы, взирая, спасаться от вреда (12, 28) . Удовольствие – матерь греха, а грех – жало смерти. Удовольствие – диавольская узда, влекущая в пагубу (4, 201) . Скверна для душевной чистоты есть удовольствие, во многих видах и многими способами примешиваемое к человеческой жизни душою и телом, помышлениями и чувствами, намеренными движениями и телесными действиями (14, 462) . (Необходимо бдеть) против удовольствия, подозревая приближение его как бы какого вора, тайком вкрадывающегося в таинницы души, никогда не дозволяя ему овладевать мыслию. Как скоро узнаешь, что удовольствие, подобно какому-то зверю, подползает к твоим чувствам, тотчас вступай с ним в борьбу и встречай, говоря этому рабскому и неразумному веселию: «Для чего расслабляешь мужество естества? Для чего размягчаешь крепость мысли? Для чего обессиливаешь бодрость души? Для чего вредишь помыслам? Для чего светлую ясность чистых мыслей приводишь в омрачение своею туманностью? » (15, 237) . Хотя и кажется трудною борьба против удовольствий, но не должно никому терять бодрости, ибо привычка немалую имеет силу в том, чтобы при помощи постоянства доставлять некоторое удовольствие даже в предметах, кажущихся самыми трудными, и притом удовольствие самое прекрасное и чистое, которым наслаждаться разумному существу прилично более, нежели, малодушно увлекаясь низким, удаляться от того, что поистине велико и превосходит всякий ум (20, 330) . Человеколюбец всех призывает и говорит: «Приидите ко Мне вси» ()
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Сокровищница духовной мудрости. Сокращенный вариант, Часть 32 - читать, скачать | Слова !!ae; 63:6 цитата ВасВ., Слово 63 - читать, скачать | Сокровищница духовной мудрости. Сокращенный вариант, Часть 11 - читать, скачать | Дневник. Том XVI. 1871-1872 гг., Декабрь - читать, скачать - праведный Иоанн Кронштадтский | История России с древнейших времен, Том 25 - читать, скачать - профессор Сергей Михайлович Соловьев |
Православная библиотека Святых отцов и церковных ... ... Христова благодарность... azbyka. ru otechnik Iosif_Optinskij pisma 77 Жития новомучеников и исповедников российских XX века, День 2... внешних обетов. Он с особенным усердием прилежал к молитвенным трудам, украшая свою душу постом и бдением. Но особенно украшали его душу любовь к людям, сострадание к бедствующим и нуждающимся, поспешение в оказании благодеяний... Теория распада вселенной и вера отцов Теория распада вселенной и вера отцов Симфония по творениям святителя Василия Великого, Познание истины Симфония по творениям святителя Василия Великого, Познание истины Справедливость, Сокровищница духовной мудрости Сокровищница духовной мудрости Справедливость есть настроенность души воздать за все по достоинству, а достичь этого трудно, потому что одни, по недостатку разумения, не могут понять, как воздать каждому должное, а другие, обладаемые человеческими... Русская Православная Церковь в 1943–2000 гг. : внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом священник Алексий Федотов Русская Православная Церковь в 1943–2000 гг. : внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России) Содержание Введение I ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Сокровищница духовной мудрости. Сокращенный вариант, Часть 32 - читать, скачать
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"