КОРЕССИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...


В начало текстаВ конец текста
КОРЕССИЙ Георгий [греч. Γεώργιος Κορέσσιος] ( после 1566 или 1570 - после 1659 60 ) , греч. врач и богослов-полемист. К. происходил из аристократической к-польской семьи, перебравшейся на о-в Хиос. Изучал медицину и философию в Падуе, в 1609-1615 гг. работал преподавателем в Пизе, а также какое-то время был практикующим врачом в Ливорно. В это время он безуспешно пробовал с помощью своего, по оценке Г. Подскальски, «дилетантского» памфлета о крепком теле (1612) участвовать в споре о новых идеях Г. Галилея.

После возвращения на Хиос (ок. 1620) К. окончательно отошел от медицины и обратился к преподаванию богословия. На запрос о предоставлении ему места учителя в греч. общине Венеции он получил в 1627 г. отрицательный ответ (на это место был взят Митрофан Критопулос) . Из многочисленных, по большей части неизданных, произведений К. этого времени первым вышел из печати «Диалог об исхождении Св. Духа», к-рый К., вероятно, вел с лат. монахом (членом одного из нищенствующих орденов) (Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 1. P. 240-243, N 168, существуют лат. переводы) . 2-е издание патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара со своим делением на главы осуществил спустя долгое время после смерти К. Неск. сохранившихся в рукописях произведений содержат сведения о хронологии жизни К.

С 1631 г. К. продолжительное время находился в К-поле, имея целью участие в противостоянии с протестантами, в чем ему помогало знание языков (латинского, итальянского) . К. принял вызов на диспут о Filioque и о пресуществлении (см.)

Преложение Св. Даров, Транссубстанциация (с посольским проповедником А. Лежером. Жесткая правосл. позиция К. вызывала недовольство протестантствующего патриарха Кирилла I Лукариса, в то время как патриархи Нектарий К-польский и Досифей Иерусалимский держались высокого мнения о К.)

Антилат. сочинения были написаны К. первыми. «Диалог об исхождении Св. Духа» с монахом нищенствующего ордена - всего лишь один из 5 (или 4) трактатов, посвященных той же теме. К. пространно и неполемично использует источники как лат. патристики (эта тенденция начинается в Византии уже в XIII в. : Kianka F. A Late Byzantine Defense of the Latin Church Fathers OCP. 1983. Vol. 49. P. 419-425) , так и средневековой схоластики, что характерно для всех текстов К.

Относительно папской претензии на непогрешимость К. использует в трактате трудный случай с папой Гонорием I ( 625-638 ) вместе с вердиктом Вселенского VI Собора (Mansi. T. 11. Col. 636AB) ; кроме того, утверждается, что четыре вост. патриарха не уступают в чести Римскому папе. Вероятно, К. позаимствовал у Максима Маргуния различение двойного, т. е. вечного (внутритроичного) и временного, исхождения Св. Духа как попытку компромисса между 2 противоположными позициями. В конце трактата также появляются (но не обсуждаются) сравнения зап. психологического учения о Пресв. Троице (рождение = интеллект; исхождение = воля любовь) .

Др. сочинение К., посвященное антилат. полемике, - «᾿Εγχειρίδιον» (Руководство; издано патриархом Досифеем Нотарой в составе «Томоса примирения» в 1694; Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 3. N 658) . Сочинение состоит из 23 глав, разделенных по схоластическому образцу на многочисленные параграфы. В нем рассматривается не только различие ниспосылания и исхождения Св. Духа, даров Духа и существования Духа (и соответствующих предлогов «через») διά (и «из») ἐκ () , но и вероучительные мнения латинян ( Σ. 316-317, 346-348, 370, 389-393 ) и греков ( Σ. 317-346 ) , а также вопрос о прибавлении Filioque в Символ веры ( Σ. 358-363 ) и вопрос о различиях в Самом Боге. Три раздела посвящены недействительности Флорентийского Собора ( Σ. 363-368 ) , возможности созерцания сущности Бога святыми ( Σ. 401-403 ) и видению Фаворского света (этому паламитскому вопросу посвящено еще неск. сочинений К.) .

Наиболее часто цитируемым автором в «Руководстве» является блж. Августин («О Троице») . Следуя ему, К. подчеркивает исхождение Св. Духа «преимущественно» (principaliter) (Aug. De Trinit. XV 17. 29) от Отца. К. в огромном количестве цитирует лат. отцов Церкви (Тертуллиана, Илария, еп. Пиктавийского, свт. Амвросия Медиоланского и др.) и схоластиков (Эгидия Римского, Альберта Великого, Александра Гэльского, Ансельма Кентерберийского, Бонавентуру, Петра Ломбардского, Луиса де Молину, Уильяма Оккама, Иоанна Дунса Скота, Ф. Суареса, Фому Аквинского и мн. др.) . Однако лишь нек-рые из цитат приводятся с точными ссылками на конкретное произведение (напр., Иларий Пиктавийский и его соч. «О Троице»; Фома Аквинский и его «Сумма теологии») . Этот факт позволяет сделать вывод, что К. пользовался школьными компендиумами, а не оригинальными сочинениями (Podskalsky.)

Многочисленные сочинения К. в рамках полемики с Лежером направлены против протестантов; эти произведения не изданы. Прежде всего в трактатах обсуждались таинства, более всего - таинство Евхаристии. К. и в этих сочинениях опирается на лат. авторов. Нек-рое представление об их содержании дает письмо К. (ок. 1636) к другу Кирилла Лукариса Феофилу Коридаллевсу (см.)

Феодосий Коридаллевс, митр. (, который держался кальвинист. учения о Евхаристии и неоднократно высказывался против пресуществления. К. упрекает Феофила в том, что тот кальвинист. учение о Евхаристии выводит из эмпирической теории науки) и философии (Аристотеля, но при этом недостаточно осведомлен в сочинениях правосл. богословов) от прп.

Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви: К вопросу о каноническом статусе термина «пресуществление» БТ. 2007. Сб. 41. С. 141 (. Лит. : Τζιράκης Ν. ᾿Ε. ῾Η περ μετουσιώσεως) Transsubstantiatio (εὐχαριστιακὴ ἔρις. ᾿Αθῆναι, 1977. Σ. 194-234; Podskalsky.)

В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

корессий |

Источник текста


Постоянная ссылка: КОРЕССИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера