> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Два бойца — Московская городская епархия Русской Православной Церкви

  001  002   003   004
В начало текстаВ конец текста
По преданию, срубил ее в 1370 году сам преподобный Сергий Радонежский, он же выкопал и знаменитый Лисий пруд, переименованный москвичами после выхода карамзинской «Бедной Лизы» в Лизин. Тогда могилы Пересвета и Осляби находились в церковном некрополе. А в 1509 году настоятель Симонова монастыря постриженик преподобного Нила Сорского архимандрит Варлаам — собеседник и духовник великого князя Василия III Иоанновича — пригласил к себе возводившего Архангельский собор Московского Кремля зодчего Алевиза Нового. Тот и построил первую в Старом Симонове каменную церковь Рождества Богородицы. Освятил ее, кстати, московский митрополит Симон, преемником которого на кафедре суждено было стать архимандриту Варлааму. Но под крышей храма захоронение окажется только в середине XIX века, когда трапезная часть расширяется по благословению митрополита Московского святителя Филарета (сам владыка в 1849 году освятил придел Николая Чудотворца, а в 1855 году — придел Сергия Радонежского) .

Несмотря на то что документально факт канонизации преподобных Александра и Андрея отсутствовал, их могилы всегда были местом народного поклонения и почитания. Красноречивый факт: в правление Екатерины II, которое в целом трудно назвать благоприятной для Русской Церкви эпохой, императрица выделила на сооружение надгробия сумму, на которую митрополит Платон (Левшин) смог... целиком возвести в Троице-Сергиевой лавре современное здание Варваринского келейного корпуса. Причем осталось и на надгробие: в 1794 году над могилами появилась освященная самим Высокопреосвященным Платоном белокаменная плита. Когда в 1870 году праздновался 500-летний юбилей основания Симонова монастыря и нашего храма, известный собиратель древностей и меценат Цуриков заказал над могилами Пересвета и Осляби чугунную сень каслинского литья. В 2005 году, к 625-летию Куликовской победы, мы хотели восстановить ее. Но в городе Касли (это в Челябинской области) производство по художественному литью фактически умерло. Поэтому по патриаршему благословению сень воссоздали резную, дубовую, но в точном соответствии с металлическим оригиналом. — Стоявший прежде на надгробии памятник вынесен на прихрамовую территорию. Почему? — Эта работа народного художника России Вячеслава Клыкова нам очень дорога. Но с воссозданием дореволюционной палехской росписи она, смотревшаяся прежде замечательно, стала диссонировать с убранством храма. Мы ее поставили на месте старинного церковного некрополя, словно посмертный памятник всем здесь лежащим. Собственно, с клыковского памятника ведь и начиналась новейшая музейная история Старого Симонова. По окончании реставрации, грандиозную помощь в ходе которой оказали добровольцы Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) , власти решили открыть в воссозданном храме филиал Государственного исторического музея. Накануне намеченной на 17 июля 1988 года торжественной церемонии в «Вечерней Москве» вышел малюсенький анонс. Но все, кто хотел, его прочитали, и в назначенный час перед заводскими воротами образовалась огромная толпа. Оробевшие организаторы намеревались пропустить только обладателей специальных приглашений, но в итоге проход открыли для всех желающих. Посреди прихрамовой площадки прошел импровизированный митинг, где раздался даже казавшийся диковинным в ту эпоху призыв почтить память расстрелянного в точности 70 лет назад государя императора... Главным, если можно так выразиться, экспонатом в музее стал изготовленный из черного лабрадора (в знак монашеской схимы) с бронзовыми крестами надгробный памятник, проект которой Клыков разработал бесплатно.

События в стране развивались стремительно. Энтузиасты ВООПиК, среди которых оказалось немало верующих, подали заявление о регистрации в Старом Симонове православной общины. И ровно год спустя патриаршим указом меня назначили сюда настоятелем. Богослужения мы возобновили именно в Сергиевском приделе, где располагается надгробие, а храм освятил 16 сентября 1989 года митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан, позднее Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины; †2014) .

Современный вид сени над захоронением прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби — Разрешите в завершение нашей беседы поинтересоваться Вашим мнением о сохранности могил святых Александра и Андрея. Их мощи даже в тяжелую советскую эпоху компрессорного цеха почивали под спудом, так что, вполне вероятно, могли сохраниться. Попытки их обретения не было? — В Новейшее время нет, хотя идеи такие высказывались. Но надо понимать: обретение мощей преподобных Александра и Андрея связано с полномасштабным археологическим исследованием, которое мало того что потребует снятия пола внутри всего храма, да еще и вряд ли ограничится одним летним сезоном. Фактически это означает приостановку как богослужений, так и всей приходской деятельности на длительный срок, чего община себе позволить, конечно, не может. С другой стороны, а нужно ли это сегодня? Частицы честных мощей преподобных Александра и Андрея существуют, есть они и в нашем храме.
  001  002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

церковь пересвета осляби радонежских северном бутово | летописном лицевом своде | александра пересвета андрея осляби | лицевом летописном своде | александр пересвет андрей ослябя радонежские |
Постоянная ссылка: Два бойца — Московская городская епархия Русской Православной Церкви
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера