ПРИХОД храма святого праведного ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО в Минске -

  023   024   025   026   027   028   029   030   031   032  033   034   035   036   037   038   039   040   041   042   043
В начало текстаВ конец текста
До этого времени в церквах пели только мужчины в один голос и сохранялась древняя практика произнесения всеми молящимися «Господи, помилуй» на ектеньях. Развитие певческого многоголосия стало отличительной чертой протестантских молитв. Успех новой манеры исполнения богослужебных гимнов привел к распространению партесного пения и в костелах. Органная музыка также привлекала в католические храмы немало народа. Один из самых больших органов на территории Беларуси находился тогда в Жировицком монастыре. Стройное пение братских хоров должно было отвращать слух православных от сладких «органных гудений в костелах», по выражению одного из современников. Партесное пение в православных храмах достигло такого высокого развития, что удивляло иностранцев. Один из них, Гербиний, посетивший Киев во вт. пол. XVII в., отметил высокий уровень русского музыкального искусства: «В самой приятной и звучной гармонии слышатся раздельно дискант, альт, тенор и бас». Могилевское братство уже при самом начале богослужения в своем храме в 1634 г. постановило, чтобы здесь было пение «согласное» (т. е. партесное) . Известно, что при патриархе Никоне киевское партесное пение начало распространять и в Московской Руси. Кроме киевского распева на богослужении, в котором верхний голос вел мелодию, а все остальные голоса пристраивали аккорд, широкое распространение получило концертное т. н. «польское пение» — духовные песни (канты) и библейские псалмы.

Упорядочение православного богослужения и благочиния в Западнорусской Церкви требовало еще очень многих забот, терпения и постоянства, но внешние условия для существования Православной Церкви в Речи Посполитой все ухудшались. Наступал XVIII век, время новых и тяжких испытаний. «Воскресение», № 9 (74) , 2005 г. 26. Проект уничтожения православия в Речи Посполитой XVIII в. начался изменой Православию сразу нескольких православных епископов. В 1700 г. в Варшаве изъявил свое желание принять унию администратор Киевского митрополита в Речи Посполитой Львовский епископ Иосиф Шумлянский. Несколько ранее, в 1692 г., принял унию Перемышльский епископ Иннокентий Винницкий. В 1702 г. изменил Православию занимавший Луцкую кафедру Дионисий Жабокрицкий. Православные ненадолго сумели было вернуть Луцкую епископию избранием Кирилла Шумлянского (брата уже упомянутого Иосифа) , но верный своему исповеданию Кирилл был изгнан за пределы страны, и с 1712 г. в Луцке были только униатские епископы. Одна Могилевская кафедра продолжала пребывать православной среди неисчислимых обид и гонений.

Переход епископов в унию резко ухудшил положение православных. Среди них уже мало оставалось представителей правящего (шляхетского) сословия. Гродненский сейм 1718 г. по предложению ревностных католиков лишил права голоса единственного своего члена-некатолика. Это стало примером для последующих сеймов, на которые перестали допускать депутатов-иноверцев. Эти стеснения коснулись и православных, теперь они были лишены возможности добиваться защиты своих прав законным порядком.

В 1717 г. появился анонимный проект полного уничтожения Православия в Речи Посполитой (составленный иезуитом) . Проект этот был даже разослан на рассмотрение в сеймиках (сходках местного дворянства) . Главная идея проекта — это однородность польского государства. Православная вера должна быть истреблена, потому что она — «русская» вера. Проект предусматривал исключение православных из кандидатов на государственные должности, лишение их возможности получить образование, содержание православных крестьян в крайней бедности, подчинение православных священников католическим прелатам и проч. Для достижения этих целей предлагалось распространять различные вымыслы, совершать публичные казни и даже унижения православных перед евреями и татарами. Виленский бискуп, например, запретил, чтобы православные церкви были выше еврейских школ.

В 1733 г. на сейме при избрании короля Августа III продолжилось ограничение прав т. н. «диссидентов» ( христиан-некатоликов ) . Им запрещалось участие в посольской избе (т. е. избрание депутатов-послов на общий сейм) , заседание в судах, вступление на должности городской и земской администрации. Запрещалось и обращение за покровительством к послам других государств, что трактовалось как измена отечеству.

В 1764 г. Варшавский сейм издал постановление «о поповичах», стесняющее православное духовенство. Теперь по достижении 15-летнего возраста сын священника, не овладевший школьными или ремесленными науками, становился крепостным крестьянином. К тому времени братские школы уже пришли в упадок, в католические же школы православных брали при условии перемены веры. Стало обычным, что сын священника помогал своему отцу и учился у него, а после его смерти как бы наследовал приход. Новое постановление создавало недостаток православных священников и направляло осиротевшую паству к униатам.

Православные терпели постоянные обиды и притеснения от униатов и католиков. Князь Игнатий Огинский, всесильный правитель г. Борисова, запрещал крестить младенцев в «церкви схизматицкой», а священнику этой церкви, заготовившему лес для ремонта храма, запрещал не только починку, но и грозил ему «из онаго леса виселицу» сделать. Переведенный из Витебска в Могилев плебан Симон Гриневич прямо заявлял: «Хочу быть вторым Иосафатом, не перестану, пока Могилев Витебском не сделаю».
  023   024   025   026   027   028   029   030   031   032  033   034   035   036   037   038   039   040   041   042   043
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

пресс-конференция посвященная третьим белорусским рождественским чтениям | виленское православное свято-духовское братство | храм рождества христова измайлове | кирие элейсон | кирилл туровский |
Постоянная ссылка: ПРИХОД храма святого праведного ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО в Минске -
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера