> Дело дня: Помогите ребёнку <

В кафедральном соборе совершается установка центрального иконостаса | ...

 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста
Обре́́тение мощей прп. Максима Грека (1996) . Сщмч. Терентия, еп. Иконийского (I) . Прпп. Иулия пресвитера и Иулиана диакона (V) . Мчч. Арчила, царя Иверского (VIII) , и Луарсаба II, царя Карталинского (1622) (Груз.) . Сщмч. Иоанна Будрина пресвитера (1918) ; прп. Георгия Лаврова исп. (1932) ; сщмчч. Алексия Скворцова, Павла Успенского и Николая Розанова пресвитеров, прмч. Ионы Санкова (1938) ; мч. Никиты Сухарева (1942) .

В кафедральном соборе совершается установка центрального иконостаса Опубликовано 11. 04. 2016 пресслужба собора По благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского в кафедральном Александро-Невском соборе г. Симферополь к празднику Светлого Христова Воскресения, активно совершается установка центрального иконостаса.

История возникновения и развития иконостаса Иконостас – это алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Первые сообщения о отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий (ок. 330—379) . Завесы получили со временем широкое распространение в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе. В настоящее время в православных храмах завеса (греч. катапетасма) находится за иконостасом и открывается в определенные моменты богослужения.

Помимо завесы в храмах стали возникать алтарные перегородки. Евсевий Кесарийский (263—340) в «Церковной истории» пишет о резной деревянной ограде в храме Тира, не позволявшей народу приближаться к престолу. Про храм Гроба Господня в Иерусалиме он же пишет: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов». Алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его обзора. Они могли иметь форму парапетов или ряда колонн. Колонны могли нести балку — архитрав. Иногда перегородка состояла из резных решеток.

Византийские алтарные преграды Византийские храмы имели алтарные перегородка из парапета, стоящих на нем колонок и архитрава. Посредине огрождения устраивался главный вход в алтарь — царские врата, а по бокам — малые двери, названные дьяконскими дверями. Перегородки могли быть каменные, деревянные и металлические. Они богато декорировались. В центре на преграде ставился крест. Перегородка часто не была единой во всю ширину храма. Чаще проемы центральной и боковых апсид алтаря имели отдельные ограждения, как это сохранилось в кафоликоне (соборе) монастыря Осиос Лукас в Греции ( 30-40 гг. XI века ) . Участки преграды разделялись в таком случае восточными опорными столбами. На столпах по сторонам алтаря обычно делались изображения Христа и Богоматери или вешались Их иконы.

На саму перегородку иконы начали ставиться далеко не сразу. Первые из них помещались поверх архитрава или на нем самом делались рельефные или эмалевые изображения. Вначале крест сменяется иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисуса. Чаще всего иконы над архитравом писались на длинных горизонтальных досках — темплонах или эпистилях. В центре эпистиля помещается трехфигурный деисус, а по бокам от него ряд праздников, то есть важнейших моментов Евангельской истории. Сохранились эпистили XII века (собрание монастыря святой Екатерины на Синае) Помимо таких эпистилей сформировался более длинный деисусный чин, состоящий из ряда отдельных икон, первоначально небольших оглавных или оплечных, позднее более крупных поясных. Сквозные же проемы между колоннами преграды не занимались иконами очень долго. В XIV веке с алтарных столпов в них переместились иконы Христа и Богоматери, теперь ставившиеся по бокам от царских врат. Они положили начало местному ряду иконостаса.

В поствизантийском искусстве Крита и Кипра алтарная преграда превращается в небольшой трехъярусный иконостас, имеющий местный ряд, праздничный чин и поясной деисус. Такой иконостас полностью закрывал алтарь и был в этом похож на высокие русские иконостасы.

Развитие иконостаса в Древнерусском искусстве Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские обычаи. В Третьяковской галерее хранится горизонтальная икона трехфигурного деисуса с оглавными изображениями из неизвестного храма Владимиро-Суздальского княжества рубежа XII—XIII вв. Она очевидно предназначалась для установки на архитрав.

Существует гипотеза, что аналогичная ей икона со Спасом Эммануилом и двумя архангелами предназначалась для архитрава в северной части алтаря, где располагается вход в жертвенник. Это подкрепляется содержанием данной иконы, где Христос показан как уготованная для спасения людей Жертва.

Сохранились некоторые отдельные иконы, входившие в деисусный чин, например «Ангел златые власы» (архангел Гавриил) в Русском музее. Это небольшая оглавная икона конца XII века. Таким образом, в каменных храмах обыкновенно делалась алтарная преграда с деисусом над архитравом и иконами Христа и Богоматери внизу. Только ставились они первоначально не в саму преграду, а у восточных столпов храма.

 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста

  • Предыдущий текст

    Источник текста

    Вам может быть интересно:

    икона пресвятой богородицы богоматерь деисусного чина | алтарная преграда | праотец исаак икона праотеческого чина | благовещение устюжское икона xii гтг | богоматерь деисусного чина |
    Постоянная ссылка: В кафедральном соборе совершается установка центрального иконостаса | КАФЕДРАЛЬНЫЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР Г. СИМФЕРОПОЛЬ
    > Дело дня: Помогите ребёнку <
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера