Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  054   055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065   066   067   068   069  070   071   072   073   074
В начало текстаВ конец текста
Раньше монахи со старого Афона даже приезжали к его могиле, чтобы взять у него благословение на делание молитвы Иисусовой. Значение творений святителя Игнатия было для меня особенно ощутимо в первые годы монашеской жизни. Тогда его творения было очень трудно достать. Помню, мне дала почитать первый и второй его тома одна игуменья. Когда я читал их, было чувство, как будто передо мной открываются новые глубины духовной жизни. Святитель Феофан Затворник на меня не производил такого впечатления, как свт. Игнатий (Брянчанинов) . Мне кажется, потому, что у святителя Феофана больше систем, а у свт. Игнатия больше не¬посредственного внутреннего переживания духовной жизни... Один из старцев, схимонах Елисей говорил: “Творения святителя Игнатия (Брянчанинова) — это предисловие для современного человека к «Добротолюбию»” 130. «О том, как творить Иисусову молитву, написано достаточно книг. Я считаю, что для нашего времени особенно полезны книги свт. Игнатия (Брянчанинова) ». 131 Нынешнее российское иночество воспитано на творениях святителя Игнатия; он особенно высоко почитаем среди монашества российского. И если кто-то не хочет признать его влияния на судьбы всего русского монашества и христианства, от этого его влияние не уменьшится. В Греции святитель известен меньше, и, может быть, исключительно этим объясняется то, что на Афоне сложились несколько иные духовные традиции. Да, на Афоне, конечно, не было нашествия большевиков, там не рушили повсеместно монастыри, как в России. Турки их грабили, но все-таки не разрушали. Число Афонских преподобномучеников несравнимо с сонмом преподобномучеников Российских, пострадавших в годы гонений. И для нас творения святителя Игнатия — это спасительная вервица, это свет в ночи, по которому мы идем.

Афонцы сохранили традицию первых веков, но нужно же понимать, что сейчас другие времена. Афон, конечно же, отличается самим образом жизни, но есть объективные законы, согласно которым человечество все больше отступает от Бога и не имеет той силы благодати, которая была в золотые века монашества. Думаю, лучшие духовники Афона понимают, что нельзя требовать с современных послушников того, что могли требовать древние духоносные старцы от своих святых учеников. — Однако и греческие подвижники, и, в частности, схим. Паисий Святогорец упоминают о таких ситуациях, когда совершенное послушание не совсем возможно и правильно: “Если случайно кто- нибудь из нас, старцев, духовно немного косой, то да не требуем от монахов слепого послушания, чтобы не упасть всем нам в пропасть, по написанному: «Если слепец слепого ведет, то оба упадут в яму» ( Мф. 15; 14 ) ”. 132 — Приводимая же отцом Д. цитата из о. Паисия нисколько не противоречит учению свт. Игнатия, наоборот, вполне ему близка: «Если в продолжение твоего послушнического испытания тебе станет трудно, то смирись перед старцем и рас-скажи ему о своей трудности. Если тебе опять трудно, то опять смирись, потому что он или забыл о твоей трудности, или же хочет померить тебе пульс, чтобы знать, какой у тебя запас прочности» (С. 60) . Старец говорит, что, если что-то не получается, не должно молчать, нужно пойти и обсудить это с духовником. А по логике о. Д., это не что иное, как возмутительное прекословие...

Вот еще интересные изречения старца Паисия из книги свящ. Дионисия Тациса «Архондарик под открытым небом»: 133 «Старец сказал: “Чтобы подчиняться кому- либо, нужно или благоговеть перед ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же — военной дисциплиной”.

Старец сказал: “Послушание — это ключ от дверей рая. Но только послушание, а не солдафонство, то есть вынужденное подчинение и молитва из-под палки. Никто не исцелился сам, и никто не спасется без послушания. Послушание и природная простота ведут к святости кратким путем”.

Старец писал также: “Часто мы видим, что даже послушники великих старцев не могут изложить того, что имел в виду их духовник, несмотря на то, что они прожили подле него много лет и писания их старца написаны разборчиво и на современном им языке”».

Очень интересная мысль высказана в последнем изречении! Не от того ли случается, что ученики сосредотачивают все внимание на внешнем, формальном послушании, считая себя совершенными послушниками и не заботясь о том, чтобы понять своего наставника более глубоко, усвоить себе его духовные взгляды, научиться его добродетелям!

Как уже упоминалось, отец Д. приводит и такое интересное свидетельство: «Изъясняя... 21 Правило VII Вселенского Собора, прп. Никодим Святогорец указывает на причины, являющиеся основательными для оставления монахом обители своего пострига или для оставления послушником старца. Первой основательной причиной для этого признается еретичество игумена (старца) .
  054   055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065   066   067   068   069  070   071   072   073   074
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | прп иосиф литовкин 3-й справа 1-м ряду прп варсонофий плиханков 1-й справа 1-м ряду насельниками скита иоанна предтечи фотография нач архив оптиной пустыни | предполагаемое место заточения архиеп новгородского пимена нижнем храме справа ковчег мощами святителя фотография 2003 | симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера