Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  054   055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065   066   067   068  069   070   071   072   073   074
В начало текстаВ конец текста
Глубоко почитая святителя Игнатия (Брянчанинова) , говоря, что в наше время нужно именно по его трудам учиться молитве и вообще христианству, игумен Никон замечает, что даже его советы по нашей немощи стали для нас почти не исполнимыми! Вот так писали подлинные старцы последнего времени, которые, по мнению о. Д., вероятно, находятся в прелести и не понимают подвига послушания.

Вот что пишет о современном ему духовном руководстве один из последних Валаамских старцев схиигумен Иоанн (Алексеев) : «У меня своих опытов духовных нет, а если кому отвечаю, то не свое, а заимствованное от Святых Отцов, и сам краснею: других учу, а сам как живу? В данное время мы лишены этого блага — жить под руководством опытного старца в духовной жизни. Руководитель должен указывать дорогу, по которой шел сам, а если будет руководить только по книгам, — выходит совсем не то. Говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда вкусят, как благ Господь ( Пс. 33; 9 ) , тогда только познают свои ошибки. Святой Петр Дамаскин говорит о себе, что много получал вреда от неопытных советников. Руководитель должен быть бесстрастным и иметь дар рассуждения, а именно: знать время, начинание, намерение, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу, немощь, произволение, сокрушение, навык, незнание, силу тела, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое (См. Творения прп. Петра Дамаскина. М., 1993. О рассуждении — ред.) . Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое должен иметь рассуждение». «Иные много говорят, но говорят, как сами понимают, и преимуществует буква, убивающая дух. Да, оскудел преподобный ( см. Пс. 11; 2 ) , и в данное время мы лишены этого блага — жить под руководством опытного старца: их нет. Преподобные Отцы своими прозорливыми очами видели наше оскудение в живых руководителях и оставили нам свое учение. Впрочем нелегко понять их учение правильно, ибо они писали из своего опыта — тут требуется хоть слабый, но некоторый свой опыт. Еще лучше, если найдется единомысленный советник, тогда легче изучать святоотеческое учение». 128 А вот как отзывался этот подвижник об Афоне и Валааме: «Вы мечтали поехать на Афон или к нам. Но ведь и на Афоне иноки с неба звезд не хватают, там встретите много всего. Преподобный Григорий Синаит посетил Афонскую Гору, обошел все монастыри, встретил только троих, немного занимавшихся внутренним деланием, а у всех остальных было только наружное подвижничество. Это было в XIV веке. Так и у нас в данное время увидите много всего, очень может быть, что и неполезного. Святые Отцы даже со¬ветуют погружаться вниманием в Священное Писание, а не бояться». 129 — Известны также слова архим. Кирилла (Павлова) о том, что старички есть, а старцев он не знает, сказанные им в беседе со студентами Московской Духовной Академии и семинарии в 1996 г. — В России утвердилась такая традиция, что лучшие духовники не требуют беспрекословного послушания, сознавая свою духовную немощь. Видимо, с точки зрения о. Доримедонта, одним из представителей «богословия непослушания» является и архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . В публикации «О духовничестве» в газете «Православный Санкт-Петербург» (№ 10 за 2001 год) о. Иоанн пишет: «В руководстве всегда хотят видеть твердый жезл, на который во всякое время можно опереться. Но настало уже такое время, которое отметает все надежды на человеческое, указывает миру едину опору, едину надежду на Бога. Древние Отцы великими своими подвигами дошли до этой истины, они сознательно брали на себя тяжести и горечи подвигов, болезней и самоотречений. В наше время эта истина дается от Бога без нашего вмешательства, дается очевидно и зримо. Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и вообразился в нас Христос».

Отец Иоанн (Крестьянкин) свидетельствует, что ныне не те духовники и не те послушники, что мы немощные люди, но ведь сила Божия совершается и в немощи. Ныне можно достигнуть спасения, и даже духовного совершенства, но пути к ним будут несколько иными.

Отвечая на вопрос, может ли современная монашеская жизнь проходить вне усвоения учения свт. Игнатия, архимандрит Рафаил (Карелин) сказал: «Святой Игнатий (Брянчанинов) переложил для нас учение древних Отцов в форме, более доступной для современного человека. Между его книгами и отеческим учением принципиальной разницы не существует, за исключением того, что свт. Игнатий указывает возрастающие немощи современного ему поколения.
  054   055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065   066   067   068  069   070   071   072   073   074
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | прп иосиф литовкин 3-й справа 1-м ряду прп варсонофий плиханков 1-й справа 1-м ряду насельниками скита иоанна предтечи фотография нач архив оптиной пустыни | предполагаемое место заточения архиеп новгородского пимена нижнем храме справа ковчег мощами святителя фотография 2003 | симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера