Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  054   055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065   066  067   068   069   070   071   072   073   074
В начало текстаВ конец текста
«просто, несомненно верует в святость свт. Игнатия», но при этом пишет, что там он не прав, здесь не прав и тут не прав! Отец Д. обвиняет святителя Игнатия в неспособности отличить послушание от культа личности (С. 24) , употребляет по отношению к его писаниям такие выражения, как «коренное искажение богослов¬ской сущности монашеского послушания» (Там же) . Нужно заметить, что иеромонах Доримедонт является первым духовным лицом, дерзнувшим хулить учение святителя после его прославления в лике святых, сколько бы этот иеромонах ни называл себя при этом грешным и немощным. «Итак, все написанное выше направлено не против святителя Игнатия, а за него, за то, чтобы очищенная, просеянная сквозь Святоотеческое Предание, пшеница его учения давала добрые, лишенные плевел, всходы» (С. 52) . Непонятно только, кто уполномочил о. Д. «просеивать» учение свт. Игнатия для пользы человечества, которое в течение полутораста лет не могло, оказывается, в нем разобраться? Не боится ли иеромонах Доримедонт «сито» Святоотеческого Предания подменить ситом собственного плотского мудрования и лжеименного разума? — В заключение иером. Доримедонт обвиняет современных духовных авторов в «гиперболизации» взглядов свт. Игнатия: «Многими современными духовными писателями путь духовной жизни без послушания старцу признается единственно верным. Действительно, гиперболизируя мнимый опыт святителя Игнатия и отвергая все противоречащие мнения, опыт Святых Отцов, современные противники послушания создали доселе невиданное богословие непослушания — протестантское по своей духовной сути». — Мне приходилось порой встречать в статьях современных авторов высказывания, что раз старцев нет, то слушаться вообще никого не надо, надо жить своим умом. Но, как писал преподобноисповедник Никон Оптинский, святитель Игнатий не дает повода к такому извращенному пониманию своих творений. Он везде и всегда подчеркивает незыблемость подвига послушания. Надеюсь, что не даст повода к такому толкованию и настоящая работа. Если же о. Д. имеет в виду статьи, где подчеркивается важность учения свт. Игнатия о послушании, то он очень сильно искажает их смысл. «Последние несколько лет мы являемся свидетелями беспрецедентной пропагандистской кампании, равно далекой и от богословия, и от истины, и от любви. И правдами, и неправдами нас пытаются убедить в том, что вся истинная полнота святоотеческого учения о послушании сосредоточилась во мнении святителя Игнатия (Брянчанинова) . “Цель оправдывает средства”. И вот привнесенные в богословие приемы газетной риторики сбивают с толку, отвлекают внимание от главного, анонимные предисловия к святоотеческим текстам “отфильтровывают” их содержание, клевета на блаженных старцев сеет уныние и неверие в сердцах и умах людей» (С. 52—53) .

Уважаемый читатель может ознакомиться с не столь уж «анонимными», изданными под полным именем автора некоторыми предисловиями (Иеромонах Сергий) Рыбко (. Се ныне время благоприятное. М., 2003) и увидеть своими глазами, аргументированы ли они, основаны ли на святоотеческом учении и отвергается ли в них великое монашеское делание послушания. «Во мнении свт. Игнатия апологеты непослушания находят удобное оправдание своему собственному падению. Тот, кто оправдывает свой грех, хочет видеть вместе с собой как можно больше падших. Буквально на наших глазах апологеты непослушания становятся уже апологетами Адамова и своего собственного падения. По духовному закону, следующим витком их эволюции должно стать оправдание диавола» (Там же) .

Ну, последний пассаж трудно прокомментировать... «Сейчас мы видим, как вместо того, чтобы вернуться к святоотеческому опыту, некоторыми делаются попытки богословски обосновать свое нежелание этого спасительного возвращения» (С. 6) . Хорошо бы, конечно, к нему вернуться, но как? Для этого нужны живые носители этого предания, святые люди. Где они? Нужно реально оценивать события. «Что же говорить, если послушник, еще не найдя старца, уже повредил свой помысл по отношению к нему (то есть понимает, что вряд ли найдет старца, равного древним? — о. С.) , еще не вступив в подвиг послушания, уже сложил оружие и признал себя побежденным! С такими предпосылками юный вступает в монашество и начинается “жизнь по совету единодушных братьев” — таких же начитанных, зеленых, недоверчивых, сомневающихся и терзающихся внутренними противоречиями, как и он сам! » (С. 53) — с большим пафосом пишет о. Д., которому, как мы слышали, нет еще тридцати пяти лет и который уже давно занимается «духовным окормлением» новоначальных... — Получается, что игумен Никон (Воробьев) тоже подходит под категорию «богословов непослушания», поскольку он постоянно адресует своих духовных чад к творениям свт. Игнатия и, в частности — к его учению о послушании. О себе же говорит, что не откажется преподать духовный совет, но вместе с тем воздыхает: «В наши времена таких наставников, в которых и вы, и я одинаково нуждаемся, вы не найдете».
  054   055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065   066  067   068   069   070   071   072   073   074
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | прп иосиф литовкин 3-й справа 1-м ряду прп варсонофий плиханков 1-й справа 1-м ряду насельниками скита иоанна предтечи фотография нач архив оптиной пустыни | предполагаемое место заточения архиеп новгородского пимена нижнем храме справа ковчег мощами святителя фотография 2003 | симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера