Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  046   047   048   049   050   051   052   053   054   055  056   057   058   059   060   061   062   063   064   065   066
В начало текстаВ конец текста
Цель подвига послушания заключается в том, чтобы стяжать понимание Божией воли из тех многоразличных источников, через которые она нам открывается. Советы духовника — это только один из источников познания воли Божией, хотя и самый первый, сильный и необходимый, особенно в новоначалии. Однако воля Божия открывается также и из других обстоятельств и событий.

Приведем классический пример. Духовник послал нас в другой город, заповедал поступить определенным образом; но к тому времени, как мы туда приехали, ситуация коренным образом изменилась. Подобный пример приводит преподобный Варсонофий Великий. Он говорит, что такие вещи случаются по нашим грехам; в этом случае необходимо укорять себя и просить вразумления Божия молитвами старца, но слепо следовать благословению, данному при других обстоятельствах, — нельзя. Конечно, в идеале нужно связаться с духовником и переспросить, но это не всегда возможно. Тогда приходится действовать так, как того требует ситуация, хотя это и бывает иногда прямо противоположно благословению духовника. А слушаться первого благословения, которое в действительности уже отменили обстоятельства, было бы безумием и гордостью, игрой в совершенного послушника совершенного старца.

Вначале, наверное, все мы искали старцев духоносных, пытались слушаться во всем и постоянно набивали на этом шишки. Лишь со временем нам стали открываться святые слова святителя Игнатия об отсутствии духоносных старцев, равных древним, и невозможности послушания в прежнем виде. «Старец может преподавать послушнику высокие духовные учения не сразу или даже не преподавать их вовсе — исходя из его духовного состояния... Таким образом, послушник не несет никакой ответственности за то, какой вид духовного учения будет ему преподаваться, — полагает о. Доримедонт. — Ища послушанием таинственной Божией Премудрости, он в лице своего старца видит Христа и, по Его неложному обетованию, находит в своем поиске благодать Духа Святаго» (С. 20) .

Замечательно сказано! Как складно! Только где это в жизни? Не думаю, что мои духовные чада видят во мне Христа. И правильно делают, потому что я не Христос, я отец Сергий, со своими немощами и недостатками. Всем, в том числе и мне самому, будет больше пользы, если, сознавая свои немощи, я буду отвечать на их вопросы с осторожностью и страхом Божиим, основывая ответы на цитатах из Святых Отцов, чем если объявлю себя наместником Христа на земле и потребую оказывать послушание каждому моему слову! «Не несет никакой ответственности», — как тонко сказано! Действительно, послушник не несет ответственности за преподаваемое учение, но в прелесть-то в результате впадет послушник! Ответственности он не несет, но на ком прежде всего скажутся последствия ложного учения здесь, на земле, и кого будут судить потом на Страшном Суде? Если бы все было так, как пишет о. Д., — судили бы духовников, а послушники были бы невиновны. Но рассчитывать на это, к сожалению, не приходится. В житиях святых часто вообще не упоминается, кто был духовным наставником святого. А если было бы справедливо учение о. Д., обязательно следовало бы писать: житие преподобного такого-то, который был духовным чадом такого-то.

Думаю, что послушник, имеющий правильный настрой, всегда будет искать для себя правильного, глубокого руководства. Кто из нас так тщательно, как повелевает Лествичник, испытывал духовника, которому пожелал себя вверить? А ведь эту заповедь никто не отменял! Рассудительный послушник, зная, что в наши времена путь умного делания среди монашествующих находится в великом пренебрежении, вправе рано или поздно поинтересоваться тем деланием, о котором прп. Серафим Саровский сказал: «Монах без молитвы — горелая головешка», — и задать вопросы на данную тему. Если же ответы будут неудовлетворительны или их не будет вовсе, послушник вправе задать их другим отцам и братиям; если же ответов не будет опять — обратиться к святоотеческим творениям об умном делании.

Между прочим, именно так и поступали все яркие представители исихастской традиции последнего времени, например, прп. Паисий Нямецкий: не найдя ответов на вопросы у современных ему старцев, они, однако, не удовлетворились рассуждением, что «не будут нести ответственности» за невежество своих наставников, а продолжили поиск Истины. Они предприняли далекие и опасные путешествия в поисках святоотеческих книг, дойдя до Святого Афона и там с большим трудом отыскав ответы в писаниях преподобных, стали возобновителями исихастской и старческой традиций на Руси. Если бы все рассуждали так, как о. Д., у нас вообще не было бы святости, потому что традиции, в силу разных исторических и духовных причин, периодически теряются, а возрождают их восставляемые Богом ревностные подвижники, с большим трудом находя их истоки. — О. Доримедонт приводит высказывание старца Паисия Святогорца: «Послушание есть подвиг жертвы и любви.
  046   047   048   049   050   051   052   053   054   055  056   057   058   059   060   061   062   063   064   065   066
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | прп иосиф литовкин 3-й справа 1-м ряду прп варсонофий плиханков 1-й справа 1-м ряду насельниками скита иоанна предтечи фотография нач архив оптиной пустыни | предполагаемое место заточения архиеп новгородского пимена нижнем храме справа ковчег мощами святителя фотография 2003 | симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера