Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  045   046   047   048   049   050   051   052   053   054  055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065
В начало текстаВ конец текста


Действительно, спасение и преуспеяние человека прежде всего зависят от его произволения, но это вовсе не значит, что послушник может с одинаковой ревностью исполнять то, что сказал бы ему святой наставник, и то, что советует пастырь, не имеющий видимых благодатных дарований. Подлинный послушник будет со всею ревностью исполнять волю Божию, но, в зависимости от обстоятельств, она может открываться ему разными путями. Почему подвижники последних времен: прп. Паисий Величковский, святитель Игнатий, прп. Силуан Афонский, схииг. Иоанн Валаамский, старец Паисий Святогорец — которым не удавалось найти такого наставника, какого хотелось бы, — горько сетуют об этом?

Тот аргумент, что вера все восполняет, что надо только верить старцу и все — этого якобы достаточно, — убеждает мало. Можно ли верить безблагодатному человеку так же, как облагодатствованному? Хорошо бы, конечно, но почему-то не получается! Видится существенная разница. Пусть в целом я пастырю доверяю, но вижу при этом, что он недопонимает некоторые вещи, в чем-то просто не имеет опыта. Есть авторитетные, почитаемые подвижники, которых я очень уважаю, но по опыту собственного общения с ними знаю и некоторые их ошибки. Задавая им вопросы, ответы выслушиваю с большой осторожностью; смотрю, что из них взять, насколько они соответствуют Святым Отцам и преданию Церкви. — Отец Д. приводит такой пример из книги архим. Софрония (Сахарова) о преподобном Силуане Афонском: «Преподобный Силуан Афонский, не имевший святого старца, окормлявшийся у обычных духовников (хотя «обычные монастырские духовники» Афона начала века значительно отличаются от сегодняшних обычных монастырских духовников — ред.) , желая узнать волю Божию, молился, чтобы Господь открыл ему ее через своего служителя-духовника. После этого преподобный ловил первое слово духовника, его первый намек, и свои вопросы и объяснения на этом прекращал» (С. 30) . — Но разве можно быть уверенными, что мы всегда верно поняли «намек»? Конечно, это свидетельство подтверждает мнение о. Доримедонта, если, конечно, о. Софроний точно передает слова преподобного Силуана. Но нужно заметить, что прямых аналогов такого делания у Святых Отцов нет. Здесь отразилось изложенное архимандритом Софронием (Сахаровым) учение Афона о том, что нужно во всем беспрекословно слушаться современного духовника; так, по его мнению, считал и прп. Силуан. Однако игумен Никон (Воробьев) , составивший комментарии к той части книги, которая написана архим. Софронием, сделал к данному месту следующую пометку: «Вся статья “О послушании” написана от “ума”, а не из опыта и знания современного состояния Церкви. Жизнь самого старца Силуана показывает, что у него не было опытных руководителей, и вследствие этого он шел неверным путем и мог бы погибнуть в прелести, если бы не особая милость Божия». 113 В свое время я спрашивал духовника Троице- Сергиевой Лавры архим. Кирилла (Павлова) : «Когда я задаю вопрос духовнику, действительно ли нужно слушать только первое слово, как говорил прп. Силуан Афонский? Ведь, как правило, духовник предлагает несколько вариантов ответа, и, может быть, нужно выбрать самый разумный вариант, к которому сердце наиболее располагается? » Отец Кирилл ответил: «Вот, вот, именно то, что ты сказал: нужно выбрать то, что звучит наи-более сильно в словах духовника, наиболее разумно — это и будет правильно». Когда же я пытался следовать словам о. Софрония — ловить первое слово отвечающего и больше ни о чем не спрашивать — нередко результат был самый плачевный.

В новоначалии, конечно, проще, чтобы за тебя все решали. Действительно: новоначальный, не имеющий рассуждения, должен поискать наставника, имеющего его хотя бы в какой-то степени, и во всем следовать его советам. При этом у современного духовника неизбежно будут ошибки, вследствие чего неизбежны скорби современного послушника. Но именно в результате этих скорбей послушник и начинает приобретать рассуждение, постепенно начиная понимать, когда духовник действительно не прав и слушаться его в этом не надо. Можно сказать, что рассуждение послушника начинает приобретаться тогда, когда он постепенно уразумевает, что то или иное благословение духовника может иногда не соответствовать воле Божией. Ведь цель подвига послушания — научиться послушанию Богу, а не человеку, который может ошибиться, даже если он свят. Его опыт всегда ограничен. Только католики считают непогрешимыми суждения Римского папы, а Православная Церковь отвергла мнение, что кто-либо, хотя бы и первоиерарх, может быть непогрешим.

Откровение — это Слово Божие, Священное Писание, заповеди Божии, которые разъяснены нам Святыми Отцами, — вот в чем открыта нам воля Божия. Духовник лишь помогает нам правильно понять Предание Церкви. Нельзя им подменить всю полноту Церкви. Священное Писание и Предание Церкви — вот непогрешимая Истина. Тем не менее духовника необходимо иметь, почитать и любить его, и без него, особенно в новоначалии, невозможно правильно понять учение Церкви.

Понимание духовной жизни приходит со временем. Послушание с рассуждением — это более высокая ступень, чем послушание без рассуждения.
  045   046   047   048   049   050   051   052   053   054  055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | прп иосиф литовкин 3-й справа 1-м ряду прп варсонофий плиханков 1-й справа 1-м ряду насельниками скита иоанна предтечи фотография нач архив оптиной пустыни | предполагаемое место заточения архиеп новгородского пимена нижнем храме справа ковчег мощами святителя фотография 2003 | симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера