Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  040   041   042   043   044   045   046   047   048   049  050   051   052   053   054   055   056   057   058   059   060
В начало текстаВ конец текста
Из писем Петру Александровичу Брянчанинову. С. 11. 97. Л. Еп. Игнатий (Брянчанинов) . Часть 1. Киев, 1915. С. 331-332. 98. Жизнеописание архим. Игнатия (Малышева) . СПб, 1899. С. 34. 99. Письма Царственных мучеников из заточения. СПб., 1998. С. 428-434. 100. Были верны до смерти. Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX века. Т. 1. Рязань, 2002. С. 72-73. 101. Здесь и далее цит. по изд. : Монахиня Игнатия (Петровская) . Монашество последних времен. М., 1998. С. 39. 102. Архимандрит Рафаил (Карелин) . О духовном делании. М., 2004. С. 42. 103. Здесь и далее цитируется по изд. : Схиигумен Иоанн (Алексеев) . Загляни в свое сердце. Жизнеописание. Письма. СП-б., 2002. С. 200. Далее номера страниц указаны в скобках. 104. Здесь и далее цит. по изд. Игумен Никон (Воробьев) . Нам оставлено покаяние. Письма. М., 2002. С. 40. 105. Здесь и далее цитируется по изданию: Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко) . М., 1996. С. 90. 106. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. С. 241-255.

Глава 8. Спасительна ли. вера в ложь? — Говоря, что свт. Игнатий «возможность духовного преуспеяния послушника ставил в прямую зависимость от степени духовного преуспеяния его старца», о. Доримедонт утверждает, что «всегда степень духовного преуспеяния послушника напрямую зависела от степени его веры Христу, которая проявлялась в его послушании живому образу Христа — старцу. Именно эта самоотверженная вера, а не святость наставника, была предпосылкой великого чуда послушания, которое совершал Дух Святый. Искусность старца и общий духовный уровень эпохи всегда имели лишь вспомогательное значение» (С. 27) . — Яркий пример демагогии, не имеющей никакого подтверждения в отеческих писаниях! Святитель Игнатий заранее ответил на это в своих творениях: «Возразят: вера послушника может заменить недостаточность старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола: Любви истины не приняли для своего спасения, — говорит он о произвольно погибающих. — И за это пошлет (попустит) им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду ( 2 Фес. 2, 10-12 ) ». 107 Процитировав это место из святителя Игнатия, игумен Никон (Воробьев) пишет своему адресату: «Исключения в счет не идут. Ослицы не часто наставляют на истину, как было с Валаамом». 108 В полемике с о. Д. уже приводились евангельские слова: Не может быть ученик больше учителя своего.

Отсюда следует: чем больше учитель, тем большего достигнет ученик. Известны в истории монашества случаи, когда духовник передавал своего ученика другому, более искусному наставнику. Действительно, степень духовного преуспеяния послушника святитель Игнатий ставил в прямую зависимость от степени духовного преуспеяния старца. Думаю, что причина этого для читателя ясна: каждый предпочтет найти для себя такого духовного руководителя, которому доверяет, а не такого, который говорит одно, а делает совсем другое.

Если искусность старца не важна, для чего же тогда тщательно искать и испытывать его? Почему бы тогда не принять волевое решение слушаться любого священника или вообще любого православного человека, потому что, «если будем верить», Господь через кого угодно откроет истину? И почему тогда должен быть один старец? Любой священник имеет в себе благодать, любой монах и просто добродетельный мирянин имеют свой опыт духовной жизни, значит, можно спрашивать у всех подряд и всех слушаться, лишь бы была вера! Но это прямо запрещено Святыми Отцами: прп. Пимен говорил: «Кому не извещается сердце, тому не открывай его»; прп. авва Дорофей — «Спасение во многом совете, но не в совете многих»; прп. Антоний Великий — «Не каждому исповедуй свои помыслы, но лишь тому, к кому ты имеешь веру» («Добротолюбие». Т. I) .

Если личность старца не важна, то что вообще значит: «иметь веру к наставнику» и в чем она, собственно, будет заключаться? Из святоотеческого учения следует, что личность наставника, его духовный настрой и преуспеяние не просто важны, а имеют решающее значение для послушника. От них напрямую зависят степень доверия ученика и его послушание; в конечном итоге — его духовное преуспеяние. Слышали мы, что на Афоне послушник только в одном может принять решение сам — в выборе духовного руководителя. В заботе о спасении его души, это право дано потому, что доверять насильно невозможно. Невозможно верить первому встречному. Даже если перед нами подвижник, который имеет славу старца или известного духовника, — этого самого по себе еще недостаточно, чтобы у нас появилась вера к нему. Вера — это таинство.
  040   041   042   043   044   045   046   047   048   049  050   051   052   053   054   055   056   057   058   059   060
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | прп иосиф литовкин 3-й справа 1-м ряду прп варсонофий плиханков 1-й справа 1-м ряду насельниками скита иоанна предтечи фотография нач архив оптиной пустыни | предполагаемое место заточения архиеп новгородского пимена нижнем храме справа ковчег мощами святителя фотография 2003 | симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера