Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  035   036   037   038   039   040   041   042   043   044  045   046   047   048   049   050   051   052   053   054   055
В начало текстаВ конец текста
Епископ Феофан, Вы- шенский Затворник, говорит о руководителе (старце) , что он подобен пограничному столбу, на котором написано и указано, куда и как идти, а уж идти-то нужно самому, иначе так и простоит у столба, ничего не достигнув. Очень верно и точно сказано.

Не лишним будет заметить, что содержание вышеозначенных глав 12-й и 13-й относится и к ищущим руководства (ученикам) , и к руководителям (старцам) . Пусть каждый берет себе в назидание то, что его касается: послушник — как следует учиться и слушаться, а руководитель — как учить. Будет польза и тому, и другому.

Некоторым не нравится самая форма изложения сочинений епископа Игнатия, — но это, говоря попросту, есть дело вкуса и характера человека, и, во всяком случае, это нельзя отнести к существенным недостаткам.

Наконец, можно добавить следующее. Некоторые свое нежелание вообще слушаться (ибо слушаться — значит отказываться от своей воли, а это болезненно для сердца) прикрывают оправданием себя, что, мол, нет старцев и, следовательно, некого слушаться, — и потому вообще не принимают никаких советов. Это есть уже отвер-жение духа послушания, про необходимость стя-жания которого говорит епископ Игнатий (стр. 75 и 76) . Это уже заблуждение, от которого да хранит всех Господь. Это, можно сказать словами преподобного аввы Дорофея, есть причина всех нравственных падений вообще. К такому лукавому отношению к делу послушания сочинения епископа Игнатия не дают ни малейшего повода. Такое отношение доказывает не недостаток сочинений, а злую волю человека, для которой даже подлинное слово Божие может являться запахом смертносным на смерть ( 2 Кор. 2, 16 ) , как сказал св. апостол Павел.

В заключение остается лишь пожелать, чтобы сочинения епископа Игнатия были внимательно читаемы и приносили благий плод».

Преподобноисповедник Никон написал это примечание как будто в ответ на брошюру о. Д. Слова истины, изреченные лицом, действителено проходившим послушание в духе древних, имевшим теснейшее и постоянное общение со старцем высоко духовной жизни, просты и безы-скусственны. Если бы о. Доримедонт деятельно проходил подвиг послушания, сама жизнь непременно открыла бы ему то, что так очевидно и просто для преписп. Никона. По прочтении заметок исповедника, становится ясно, что спорящим со свт. Игнатием не хватает не только практической деятельности по заповедям Св. Отцов, но и чисто теоретического, книжного знания их творений. Это знание не могут заменить вымученные, натянутые выводы из нескольких наспех выдернутых из «Добротолюбия» цитат. И прежде чем противопоставлять учение святителя учению Оптинских старцев, следовало бы подробнее ознакомиться с последним. «Русские послушники той эпохи оказывали послушание своим старцам, получали в этом подвиге благодать Духа Святого и становились на место своих преподобных отцов. Так жило и плодоносило русское монашество и во времена святителя Игнатия, и после него. Само живое тогда монашеское предание убедительно опровергало мнение святителя» (С. 6) .

Какое же живое монашеское предание? Если бы дело обстояло так, как пишет о. Д., мы имели бы целые сонмы преподобных отцов той эпохи, но их, к сожалению, единицы. Кроме прп. Серафима Саровского, Оптинских и Глинских старцев, почти никого нет. Мы не слышали также об их многочисленных святых учениках. XX век явил беспрецедентный подвиг многотысячного сонма святых Новомучеников и Исповедников Российских, но очень немногие, единицы из них, проходили подвиг послушания в тех формах, которые о. Доримедонт считает единственно возможными. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с многотомником игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» — одним из самых значительных явлений русской духовной литературы последнего времени. 77. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. — СП-б., 1995. Письмо № 49. С. 114. 78. Письмо № 50, игумену Антонию Череменецкому (Бочкову) . C. 116. 79. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. — СП-б., 1995. Письмо № 50. С. 116—117. 80. Жизнь и подвиги иеросхим. Александра Гефсиманского. [Составитель прп. Герман Зосимовский (Гомзин) ] М., 1994. С. 10-11. 81. Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. II. Оптина пустынь, 2000. С. 116-121. 82. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. — СП-б., 1995. Письмо № 601. С. 807.

83. Преподобноисповедник Никон (Беляев) . Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. С-Пб., 1994. С. 69. 84. Преподобный Никон Оптинский. Жизнеописание и духовные наставления. М., 1998. С. 523. 85. Там же. С. 523-605. 86. Иеромонах Никон (Беляев) . Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. СПб., 1994. С. 289. 87. Так в цитируемом источнике. 88. Издание, которым пользовался преписп. Никон, соотсовременному репринтному изданию Сретенского монастыря — Творения святителя Игнатия. TV, М., 1998.

Глава 7.
  035   036   037   038   039   040   041   042   043   044  045   046   047   048   049   050   051   052   053   054   055
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия | симфония творениям преподобных оптинских старцев том | митрополит филарет возглавил богослужение храме честь святых оптинских старцев свято-серафимовского прихода минска | симфония творениям преподобных оптинских старцев том страсти |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера