Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  028   029   030   031   032   033   034   035   036   037  038   039   040   041   042   043   044   045   046   047   048
В начало текстаВ конец текста
Никто из них не достиг ее сам собой. В любом случае, перечисленные преподобные полагали начало своей иноческой жизни в послушании и искали людей, которые способны были бы доставить удовлетворительное духовное руководство. Конечно же, чем ревностней был ученик, тем большие духовные запросы имел и тем более высокого учителя себе искал. Может быть, в начале своего духовного пути не все эти преподобные руководствовались святыми мужами, но святитель Игнатий и не говорит, что только святой человек имеет право руководить и что не достигших святости людей не надо слушаться — к сожалению, на этой словесной спекуляции и построена вся работа о. Доримедонта. В действительности же, святитель утверждает, что если наставник достаточен, но все же не свят, его нужно слушаться «с умом», с рассуждением.

Мы уже говорили, что, конечно, не все наставники были духоносными. Человек имел благословение руководствовать других и руководствовал более или менее успешно. Но в равной ли мере, по одинаковым ли принципам слушались людей разной степени духовности? Предвидя заблуждения относительно этого, святитель Игнатий пишет: «Напрасно будут указывать нам на прп. Захарию, который, находясь в повиновении у неискусного старца, отца своего по плоти, Кариона, достиг иноческого совершенства (Патерик Алфавитный и Достопамятные сказания) , или на прп. Акакия, спасшегося в жительстве у жестокого старца, который согнал бесчеловечными побоями ученика своего преждевременно в гроб ( Лествица. Сл. 4, гл. 3 ) . Тот и другой находились в послушании у недостаточных старцев, но руководствовались советами духоносных отцов, также назидательнейшими примерами, которые были во множестве пред очами их: единственно по этой причине они могли пребыть в наружном послушании у своих старцев. Эти случаи — вне общего порядка и правила. “Образ действия промысла Божия, — сказал святый Исаак Сирский, — вполне отличается от общего человеческого порядка. Ты держись общего порядка” (Сл. 1) . Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола.

Не приняли любви истины, — говорит он о произвольно погибающих, — для своего спасения. И за сие пошлет (попустит) им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду ( 2 Фес. 2, 10-12 ) ».

74 Мы читаем в патериках и житиях, что ученики старцев ходили с вопросами к другим подвижникам. Духовный руководитель, вне всякого сомнения, должен быть один. Следовательно, были какие-то вопросы, относительно которых ученики считали необходимым вопросить мнение еще кого-либо, и их старцы не возбраняли этого делать. Мало того: мы уже приводили цитату из преподобного Варсонофия Великого о том, что даже если твой старец не отпускает тебя посоветоваться с кем-то еще по своей душевной немощи, то тогда все равно пойди и спроси, потому что найти истину важнее, чем оказать послушание в данном случае, хотя и не должно при этом осуждать своего старца. То есть еще в те времена Святыми Отцами предлагается решение некоторых духовных вопросов, вполне сходное с современным.

Из совета прп. Иоанна Лествичника об испытании руководителя прежде предания себя в послушание следует, что и в древности необходимо было разбираться, к кому ты идешь. Очевидно, что более высокодуховный человек может дать больше и к нему мы будем иметь больше веры, чем к наставнику, который по воле Божией руководствует учеников, но тем не менее имеет некоторые немощи. Если внимательно почитать патерики, мы увидим примеры того, что отношения послушников с такими старцами строились несколько по иным принципам, чем с высокодуховными руководителями.

Когда Святые Отцы заповедовали слушаться во всем, не только в добром, но и в «мнимо худом» 75, это относилось к духоносным старцам, которые не могут заповедать «действительно худого», которые способны «благочестиво умертвить душу (т. е. страстную волю) » послушника 76. Те же старцы, которые в древние времена не могли бы считаться духоносными, по меркам нашего времени весьма высоки. По всей видимости, таких тогда было немало, просто канонизировали лучших из лучших. Те подвижники, которых не сочли нужным прославить в лике святых во времена прпп. Антония и Пахомия Великих, в наше время были бы, наверное, не меньше оптинских преподобных отцов. 62. «Не всем подобает наставлять и других, но лишь тем, кому даровано Божественное рассуждение, по слову апостола, рассуждение духов, отделяющее худшее от лучшего мечом слова. Ибо каждый имеет разум и рассуждение естественное, или деятельное, или художественное, но не все имеют духовное». 63. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. — СП-б., 1995. Письмо № 25. С. 87. 64.
  028   029   030   031   032   033   034   035   036   037  038   039   040   041   042   043   044   045   046   047   048
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | прп иосиф литовкин 3-й справа 1-м ряду прп варсонофий плиханков 1-й справа 1-м ряду насельниками скита иоанна предтечи фотография нач архив оптиной пустыни | предполагаемое место заточения архиеп новгородского пимена нижнем храме справа ковчег мощами святителя фотография 2003 | симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера