Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  027   028   029   030   031   032   033   034   035   036  037   038   039   040   041   042   043   044   045   046   047
В начало текстаВ конец текста
Отцов, такие как: «Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются» 73, — относятся к тем случаям, когда малые немощи старца, большей частью кажущиеся, диавол использует, чтобы воздвигнуть у ученика брань. Серьезные же ошибки и расхождения со Священным Писанием, отеческими творениями и преданием Церкви, как мы уже сказали, не заметить невозможно.

В противном случае, образ духовника начинает искусственно идеализироваться учениками, что особенно свойственно особам женского пола. Рано или поздно нарисованный в мечтах «идеал старца» совершенно отрывается от реальности, вслед за чем является быстрое разочарование в духовнике, даже в том случае, когда он действительно достойный человек. Как правило, в дальнейшем духовные отношения уже крайне трудно, большей частью невозможно восстановить. И причина этого лишь в том, что в их основу были положены ложь и самообольщение. Обычно в таком случае присутствует и ошибка духовника, который, видя нездоровое, восторженное отношение к нему духовных чад, вовремя не пресек это и не обличил диавольскую кознь.

Во избежание подобных неприятностей, отношения между современным духовником и его чадом должны строиться не на идеализированной мечте, а на реальности, то есть ученик должен видеть как добродетели своего наставника, так и его немощи, увлечения и заблуждения, не осуждая его, а покрывая любовью и относясь снисходительно. Для того чтобы правильно нести подвиг послушания в наше время, необходимо правильно смотреть на своего духовного наставника, иметь к нему правильное отношение. Благоговение к наставнику должно быть, но при этом некоторый критический взгляд может оставаться, иначе общение не будет правильным.

Заповеданное прп. Иоанном Лествичником испытание пастыря прежде предания себя его водительству заключается в том, чтобы узнать, кто перед тобой, что это за человек? Не прельщен ли он? Не из корыстных ли побуждений пастырствует? Насколько он заслуживает доверия? Насколько его учение соответствует учению Православной Церкви и воле Божией? Стоит ли слушаться его и насколько? При взаимном желании спасения, такой подход не только не вредит духовным отношениям, но, как показывает опыт, является единственно правильным. В частности, потому, что руководитель получает возможность узнать и исправить свои ошибки, если не пренебрежет невольными обличениями своего ученика. Совет древних Отцов, согласно которому ученик обязан исповедовать старцу помыслы против него, в таком случае весьма актуален, если ученик при этом не переходит грань, за которой начинается дерзость, а духовник в состоянии принимать такую исповедь без вреда для себя.

Послушание есть таинство, при котором благодать действует как в старце, так и в послушнике. Только при правильном образе поведения того и другого возможно взаимодействие, которое принесет плоды: прежде всего духовный рост послушника. Но не только послушник получает пользу от делания послушания. При правильно проходимом подвиге не в меньшей мере получает ее и духовный руководитель. «Если один поучает, другой слушает, назидаются оба», — пишет прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Именно по этому признаку, то есть находя духовную пользу для себя в общении с духовным чадом, руководитель может убедиться, что есть Божия воля на такое общение и что его стоит продолжать.

Как была, так и будет всегда добродетель и делание послушания, но такое множество истинно духоносных мужей, как в древности, уже не явится миру. Современный инок может достигнуть духовного совершенства и святости, но он должен идти несколько иными путями; сейчас сложнее и тяжелее, потому что, вместо опытных советов знаменоносных Отцов, в руководство нам предлагаются, главным образом, отеческие писания. — Афонский инок пишет: «Во все времена большинство преподобных отцов находилось в послушании не у святых, а у обычных, хотя часто преуспевших старцев. Об этом свидетельствуют жития преподобных Иоанна Лествичника, Иоанна Дамаскина, Григория Синаита, Максима и Акакия Кавсокаливитов, Нила, Симеона, Феофила Мироточивых, Никодима и Силуана Афонских, Серафима Саровского и многих других. Принцип “послушание только святым” на деле опровергается святоотеческим опытом» ( С. 15-16 ) . — В доказательство своего тезиса о. Д. неуместно приводит совершенно произвольный набор святых. Преподобный Иоанн Лествичник нахо-дился в послушании у духоносного старца, что видно из его жития. Преподобный Иоанн Дамаскин тоже находился в послушании у старца, исполненного духовной мудрости, который его обучал классическими методами, принятыми в то время. В житии преподобного говорится, что, когда старец согласился взять его в ученики, никто из живших там отцов не высказал возражений, и нигде не говорится, что старец был неискусным. Остальные перечисленные о. Д. преподобные тоже имели духовных руководителей более или менее известных.

Не может быть ученик больше учителя своего ( Мф 10; 24; Лк. 6; 40 ) ; т. е. ученик, пока он ученик, не может превзойти своего старца. Когда же он приходит в большую меру преуспеяния, то перестает быть учеником, и, как правило, сам становится учителем других. Те, кто достигли святости, были руководимы наставниками, достаточными для того, чтобы привести своих учеников в определенную степень духовности.
  027   028   029   030   031   032   033   034   035   036  037   038   039   040   041   042   043   044   045   046   047
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | прп иосиф литовкин 3-й справа 1-м ряду прп варсонофий плиханков 1-й справа 1-м ряду насельниками скита иоанна предтечи фотография нач архив оптиной пустыни | предполагаемое место заточения архиеп новгородского пимена нижнем храме справа ковчег мощами святителя фотография 2003 | симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера