Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  026   027   028   029   030   031   032   033   034   035  036   037   038   039   040   041   042   043   044   045   046
В начало текстаВ конец текста
Настоящая духовная жизнь начинается тогда, когда ученик, пройдя стадию телесного подвига, не оставляя его, вступает в область подвига душевного, который только и является подлинным иноческим подвигом. К нему относятся: непрестанная молитва Иисусова, определение воли Божией, делание заповедей, борьба с помыслами, внутренняя работа над собой. Того, что было до этого — жизни телесной, внешней, — недостаточно для духовного роста, для полноты духовной жизни. И конечно, только тот может быть духовным руководителем, кто, вступив в поприще душевного подвига, уже прошел какие-то его стадии, кто обладает необходимым ведением для того, чтобы вести за собой других.

В современных условиях, когда найти знаменоносного руководителя, отмеченного явными духовными дарованиями, не представляется возможным, становится тем более актуальным совет прп. Иоанна Лествичника: «Не должно искать таких руководителей, которые бы имели дар пророчества или прозрения, но, прежде всего, истинно смиренномудрых» ( Сл. 4, гл. 120 ) . Отсюда видим, что как в древности, так и ныне главное знамение и чудо, являющееся источником всех прочих дарований и чудес, — смирение. Под этим «одеянием Божества» обязательно сокровенно пребывают мудрость и рассуждение тех, чей ум сподобился быть покрытым этим благодатным «одеянием». Доверивший себя такому руководителю не ошибется и пребудет богатым и во времена оскудения.

Таким образом, поиск духовного руководителя сводится к тому, чтобы найти человека, который «зван свыше», поставлен на это Богом, а не самочинно принял на себя такое звание. Второе необходимое качество и признак, по которому можно узнать раба Божьего, заключается в том, что и жительство свое, и учение основывает он на слове Божием и отеческих творениях, проповедуя их словом и примером. Конечно же, он должен нести какой-то внутренний аскетический подвиг и достичь определенной степени духовности. Должен иметь рассуждение и определенного рода познания в духовной жизни, не только книжные, но и деятельные, которые преподобный Исаак Сирин называет ведением. Задача человека, ищущего духовного руководства, состоит, между прочим, еще и в том, чтобы несомненно увериться, что Божия воля предопределила ему общение именно с этим рабом Божиим, а не с каким-то другим.

В древности не требовалось такого знания Святых Отцов, как сейчас, по причине того, что руководители были живыми сосудами Святаго Духа. Как говорит святитель Игнатий, духовный старец в древности прямо возвещал послушнику волю Божию, имея в себе благодатное свидетельство этого. Современный же духовник обязательно должен знать святоотеческие писания; знать не только по букве, а опытно, то есть по мере сил и возможностей пытаться исполнить советы Отцов. К своему скудному опыту — а какой-то опыт все-таки должен быть — такой духовник должен прилагать опыт Святых Отцов. Мало того: он должен переосмыслить святоотеческий опыт, пережить его, уже хотя бы для того, чтобы смиренно уклоняться от преподавания советов в тех областях духовной жизни, которые ему малоизвестны или неизвестны вовсе. У Святых Отцов есть запрещение преподавать делания, которые не проходились собственным опытом. Хороший духовник не будет преподавать подобных советов, хотя иногда может напомнить вопрошающему, что у Отцов есть такое-то указание относительно данного вопроса, обязательно оговариваясь при этом, что сам такого делания не проходил и на опыте не знает. Один из замечательных последователей свт. Игнатия XX века иг. Никон (Воробьев) говорит, что в наше время задача духовника сводится только к тому, чтобы вместе со своим духовным чадом выбрать из отеческих писаний место, наиболее подходящее к сложившейся ситуации.

72 При современном образе духовного руководства от послушника требуются большие осмотрительность и рассуждение, необходимые для того, чтобы под видом послушания не исполнить падшую волю человеческую, если наставник ошибется. В таком случае исполнять послушание будет неразумно, неправильно, даже будет небогоугодной игрой в послушание: «Твори не свою падшую волю, а мою падшую волю». Все равно в реальной жизни любой человек не может не думать, не может закрыть глаза на несоответствие того, что должно быть, и того, что есть на самом деле. Рассуждение послушника в таком случае есть не что иное, как сличение слов и поведения духовника с отеческими творениями. Если наставник имеет немощи или делает явную ошибку в своем руководстве, ученик не может не заметить этого, да и не правильно не замечать, если, конечно, он хочет найти истину. Наставления Св. Отцов, такие как: «Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются» 73, — относятся к тем случаям, когда малые немощи старца, большей частью кажущиеся, диавол использует, чтобы воздвигнуть у ученика брань. Серьезные же ошибки и расхождения со Священным Писанием, отеческими творениями и преданием Церкви, как мы уже сказали, не заметить невозможно.

В противном случае, образ духовника начинает искусственно идеализироваться учениками, что особенно свойственно особам женского пола.
  026   027   028   029   030   031   032   033   034   035  036   037   038   039   040   041   042   043   044   045   046
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия | симфония творениям преподобных оптинских старцев том | митрополит филарет возглавил богослужение храме честь святых оптинских старцев свято-серафимовского прихода минска | симфония творениям преподобных оптинских старцев том страсти |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера