Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  025   026   027   028   029   030   031   032   033   034  035   036   037   038   039   040   041   042   043   044   045
В начало текстаВ конец текста
А на него ведь еще нужно иметь произволение! — Тогда получается, батюшка, что в наше время никто не может заниматься духовным руководством? — В той мере, в какой руководили древние, с той степенью достоверности, с какой они сооб-щали волю Божию своим пасомым, действительно, сегодня не может руководить никто, на что постоянно и указывает свт. Игнатий (Брянчанинов) . Он утверждает, что в древности руководство поручалось высокодуховным, преуспевшим в опытности мужам. По причине их обилия, тогда не ощущалось недостатка в руководителях. По мере удаления от тех благодатных времен, духовность в монашестве стала ослабевать. Вместе с этим, оскудевает духовность и во всей Церкви. Количественно, а главное, качественно духовные руководители стали не те, что неизбежно должно было привести к некоторым изменениям в отношениях их с пасомыми. Тем не менее духовных руководителей, монастырских духовников при желании найти можно и в наши скудные времена, о чем также пишет свт. Игнатий.

Как мы уже говорили, степень духовного преуспеяния наставников и в древности была различной. И в то время были старцы, не достигшие такой меры, чтобы именоваться духоносными, однако же способные быть полноценными руководителями. Свое служение они также совершали при помощи благодати Божией, но были причастны благодати в меньшей мере, обладали меньшими дарованиями. «Духоносными», «знаменоносными» именовались мужи, в которых благодать Божия действовала явно, порой против их воли 70, видимым для окружающих образом. Простые старцы не всегда имели видимые признаки действия Божией благодати, однако, по Божиему благословению, успешно руководили своих учеников. Нынешние духовники более похожи на них, с той лишь разницей, что имеют еще меньшую свободу от страстей и, как следствие, менее облагодатствованы, менее опытны и рассудительны. Поэтому и требования к послушникам сегодня должны быть уже несколько другие. Духовный рост послушника определяется его трудом, мера труда и ревность в подвиге определяются послушанием руководителю, а мера послушания зависит от веры послушника.

И в древности, а тем более сейчас, более опытный старец заслуживал большего доверия, а значит, и большей степени послушания, чем менее опытный. Первый обладал большими возможностями для духовного руководства, мог применить более разнообразные приемы, почерпнутые из его личного опыта, имел возможность более глубоко и прозорливо видеть состояние своих учеников и волю Божию о них. По отношению к нему требовалось точное, беспрекословное послушание, при котором всякое «рассуждение» было бы проявлением маловерия.

Блаженны и преблаженны ученики тех старцев! Вера не есть нечто искусственное, появляющееся из ничего само собой. В данном случае она достигалась легко и естественно, благодаря наличию руководителя, в высшей степени достойного доверия, обладающего благодатными духов-ными качествами и высотой добродетелей, достаточно указанными в святоотеческих творениях. Подвиг веры, а также связанный с ним подвиг послушания, при наличии таких условий, несомненно, проходить было легче и проще, и он скоро приносил соответствующие высокие плоды. Старец имел право на безусловную веру к нему, а значит, мог требовать от своих учеников совершения поступков, порой сверхъестественных, сообразно их вере, так как они не сомневались, что все, что говорит и делает старец, сообщено ему Божией благодатью. Только в таком случае возможно «дышать Богом и наставником своим» 71. По мере умаления духовности старцев, умаляется и степень послушания, абсолютное послушание становится невозможным и даже неправильным; этот подвиг делается тем более затруднителен, чем менее искусен старец.

Менее духовный руководитель, какими бы он ни обладал положительными качествами, не может вызвать такой веры у своих духовных чад, а значит, не может и требовать тех примеров сверхъестественного послушания, о которых упомянуто выше. И не только: он также должен с большим рассуждением применять к своим послушникам те методы воспитания, которые использовали древние духоносные Отцы. Современный духовник должен осознавать свое несоответствие тем высоким требованиям, которые предъявляли древние к пастырю, призываемому Богом на подвиг руководства душ ко спасению. Ведь если инок, действительно, правильно развивается, он преуспевает прежде всего в смирении, в осознании своих немощей. Он понимает, насколько далеко отстоит от древних духоносных Отцов, даже если по нашим временам его называют старцем; это объективно так. Находясь в Духе, он видит эту истину. В таком осознании не слабость, а источник силы, той силы, которая в немощи совершается ( 2 Кор. 12; 9 ) . Понимающий эту истину духовник как раз и будет рассудительным руководителем, который никогда не покусится возлагать бремена неудобоносимые ( Мф. 23; 4 ) на своих духовных чад и не будет требовать от них веры и дел послушания, превышающих их силы. Именно таким образом поведения он и приобретет доверие и души духовных детей.

Напротив, человек прельщенный, не знающий смирения, не понимающий, по сути дела, духа послушания, играющий в некую пагубную игру, в наше время дерзко приравнивает себя к древним духоносным Отцам и пытается их методами воспитывать нынешних послушников.
  025   026   027   028   029   030   031   032   033   034  035   036   037   038   039   040   041   042   043   044   045
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | прп иосиф литовкин 3-й справа 1-м ряду прп варсонофий плиханков 1-й справа 1-м ряду насельниками скита иоанна предтечи фотография нач архив оптиной пустыни | предполагаемое место заточения архиеп новгородского пимена нижнем храме справа ковчег мощами святителя фотография 2003 | симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера