Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027  028   029   030   031   032   033   034   035   036   037   038
В начало текстаВ конец текста
Доримедонта невозможно, по той причине, что они имеют демагогический характер; можно спорить почти с каждой строкой, но на это понадобятся целые тома. Нужны ли они? Часто о. Доримедонт пытается бороться за те истины, с которыми никто и не спорил, опровергает мнения, которые святитель Игнатий и его последователи никогда не высказывали. Сопровождая святоотеческие цитаты велеречивым многословием, бесчисленными оговорками, часто противоречащими друг другу, афонский инок подпадает под меткое определение прп. старца Амвросия Оптинского: «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». Всякий, читавший творения святителя Игнатия, увидит в них тот же дух, что и в творениях Святых Отцов, почувствует силу его слов, сказанных со властью, чего совершенно лишена книга о. Доримедонта, построенная на измышлениях падшего человеческого разума, хотя и не лишенного своей логики. «Послушник признает источником Адамова — своего собственного падения — человеческий разум и человеческую волю. Все последующие страсти — это последствия падения разума и воли. Послушание (в его высшем проявлении — послушание мудрования) — это наиболее результативный способ умерщвления падшей воли и разума» (С. 13) , — говорит афонский инок. Так ведь и святитель Игнатий пишет о том же: «Что значит иноческая добродетель — послушание? Она — признание разума человеческого падшим и потому — отвержение его буйством веры. От веры — послушание, от послушания — смирение, от смирения — духовный разум, который — извещенная вера» 59. По всей видимости, именно из письма свт. Игнатия афонский инок и заимствует цитату из свв. Игнатия и Каллиста Ксанфопулов об Адамовом падении (С. 11) . Снова непонятно, с чем же он спорит? «В сочинениях свт. Игнатия наблюдается смешение различных видов послушания. Святитель обычно не уточняет, какое послушание он имеет в виду в том или ином случае. Следует упомянуть и о том, что, помимо послушания в смысле отсечения своей воли, в новом русском монашеском лексиконе этим словом обозначается также то или иное служение, возлагаемое на монаха в монастыре» (С. 12) .

Вероятно, на Афоне автор стал забывать русскоязычную монашескую литературу, где монастырские служения ближним называются именно «послушаниями». Не думаю, что отец современного иночества не отличал монастырских послушаний от послушания как внутреннего делания, от послушания в духовных вопросах. Из приведенных выше цитат видно, что святитель предписывает и то, и другое, указывая лишь на то, что учение духовного отца нужно поверять святоотеческим учением. Если речь идет только о внешнем, какой смысл «поверять» нравственное учение духовника?

Святитель понимает под послушанием и внешние делания, и внутренние, он указывает на различные формы послушания. «Монастырские занятия потому и называются послушаниями, что они соединены с отречением от своей воли и от своих разумений. По этой причине при исполнении послушаний совесть подвергается непрестанным опытам», — пишет святитель в «Правилах наружного поведения для новоначальных иноков» (С. 8) . О двух видах послушания — внешнем и внутреннем — говорит и преподобноисповедник Никон Оптинский. Послушание внешнее оказывается монастырскому начальству, послушание внутреннее оказывается духовнику. Никакого противоречия нет и у святителя Игнатия: заповедуя слушаться беспрекословно монастырских начальников во всем том, что касается внешней монастырской дисциплины, не меньшего, а, пожалуй, большего послушания святитель требует и по отношению к духовному отцу.

Оба вида послушания — делание одной и той же добродетели. Они эффективны при совмещении, когда человек слушается «начальников, Богом поставленных» (Акафист прп. Сергию Радонежскому) и когда слушается духовника, также принявшего свое служение свыше. То и другое послушание тесно взаимосвязаны. Представьте себе монаха, который во всем слушается старца, но никого другого не признает, ведет себя непокорно и дерзко с монастырским начальством, наплевательски относится к порученным ему делам и не желает послужить братии! Правда, такое трудно себе представить? Именно по той причине, что если человек действительно преуспевает в одном виде послушания, преуспеет и в другом; если же будет пренебрегать послушанием внешним, это, несомненно, тут же отразится и на внутреннем делании. Заповедями Божиими предписано то и другое послушание. Хотящий исполнять волю Божию совершенно понимает значение того и другого и никогда не вознерадит о них.

Единственно, святитель оговаривается, что и в том, и в другом случае послушание не должно противоречить Евангелию, отеческим писаниям и совести послушника. Оговорка вызвана тем, что в наши времена как монастырские начальники, так и духовники, к сожалению, по степени своей духовности значительно уступают древним. Не являясь духоносными старцами, каковыми в древности, как правило, были и настояте¬ли, и духовники, порой совмещая оба этих высо¬ких служения, нынешние отцы могут делать ошибки. Поэтому послушник, желающий во всем исполнить волю Божию, должен предпринять некоторые меры для охранения себя от последования воле человеческой.
  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027  028   029   030   031   032   033   034   035   036   037   038
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | прп иосиф литовкин 3-й справа 1-м ряду прп варсонофий плиханков 1-й справа 1-м ряду насельниками скита иоанна предтечи фотография нач архив оптиной пустыни | предполагаемое место заточения архиеп новгородского пимена нижнем храме справа ковчег мощами святителя фотография 2003 | симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера