Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, ...

  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026  027   028   029   030   031   032   033   034   035   036   037
В начало текстаВ конец текста
Когда меня спрашивают, стараются исполнить, — даже при самом правильном совете и самом ревностном труде послушника, найдутся изъяны. Наши делания все равно никогда не достигнут меры духовных отношений «золотых времен монашества». 42. Отец современного иночества. М., 2001. С. 22-23.

50. Преподобноисповедник Никон (Беляев) . Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. С-Пб., 1994. С. 96. 51. Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления. Оптина пустынь, 2002. С. 38. 52. Творения святителя Игнатия. Т. I. М., 1996. С. 563. 53. Творения свт. Игнатия. Т. I. М., 1996. С. 112-113. 54. Творения. Т. V. М., 1998. С. V. 55. См. Патерик на церковно-славянском языке; житие прп. Пахомия Великого в Четьих-Минеях свт. Димитрия Рос-товского; Древние иноческие уставы. М., 1994; Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. М., 2000. С. 318-319. 56. Алфавитный патерик. Житие прп. Иоанна Колова. 57. Алфавитный патерик. Житие прп. Иоанна Колова. Достопамятные сказания. Буква «И».

58. Цит. по кн. : Отец Тихон. Последний великий русский старец на Афоне. Св. -Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 5. и свящ. Дионисий Тацис “Архондарик под открытым небом”. М., 1998. С. 41.

Глава 4. Ограничивал ли святитель Игнатий послушание — Прав ли иеромонах Доримедонт, утверждая: «Святитель советует новоначальным общежительным монахам оказывать послушание игумену и старшей братии (Т. V. С. 77) , но категорически отвергает возможность глубокого послушания, отсечения мудрования, таинственного духовного союза “послушник — старец” для своей эпохи... Послушание внешнее, деятельное отсечение воли должно, по святоотеческому учению, иметь в своей основе послушание внутреннее, духовное, “послушание мудрования”. ... Он ограничивает послушника лишь внешним, деятельным послушанием (Т. V. С. 76—77) . Послушание мудрования (святитель может называть его и другими именами, например, “послушание старцу”, “послушание в его древнем виде”) , им отвергается категорически» (С. 13) ? — Откроем указанные страницы творений святителя!

Приведя в пример преподобного Антония Великого, который заимствовал назидание у разных отцов и не имел одного наставника, святитель пишет: «Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло, если б и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями, но усваивай себе советы их с крайнею осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоим или потому, что он угождает какой-либо сокровенной, неведомой тобою, живущей в тебе страсти. С плачем и сердечными воздыханиями умоляй Бога, чтоб Он не попустил тебе уклониться от Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воле твоей или ближнего твоего, твоего советника. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием... Слово ложное и лицемерное не может не быть словом злым и зловредным. Против такого настроения необходимо принять меры осторожности. “Изучай Божественное Писание, — говорит прп. Симеон Новый Богослов, — и писания Святых Отцов, особливо деятельные, чтоб с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и старца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать: согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли, ложное же и худое познавать и отвергать, чтоб не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей ( Гл. 33. Добротолюбие, ч. 1 ) ”».

Неужели предостережение от увлечения ложным советом и ложным руководством можно истолковать как отвержение внутреннего, духовного послушания? Ведь святитель пишет: «Советуйся с добродетельными и разумными отцами... » Послушание во внешних делах — один из инструментов, одно из упражнений в делании послушания. Святитель говорит, что нашему времени не дано послушание старцу в том виде, в каком оно проходилось в древности, а о. Доримедонт дает совершенно произвольное толкование этим словам: что святитель якобы отрицает послушание внутреннее в духовных вопросах. Очевидно невольное, ес¬ли не злонамеренное, искажение отцом Д. слов святителя, сделанное, вероятно, в расчете на то, что читатель не доберется до первоисточника.

Между прочим, иеромонах Доримедонт в своей книге неоднократно пользуется подобным приемом, то ли не понимая до конца высокое учение святителя, то ли, что не хотелось бы говорить, сознательно очерняя святого. В первом случае, таким образом, афонский инок спорит сам с собой, опровергая лишь свои измышления, приписываемые им святителю. Во втором — Бог ему судья!

Вообще, опровергнуть все мудрствования о.
  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026  027   028   029   030   031   032   033   034   035   036   037
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | прп иосиф литовкин 3-й справа 1-м ряду прп варсонофий плиханков 1-й справа 1-м ряду насельниками скита иоанна предтечи фотография нач архив оптиной пустыни | предполагаемое место заточения архиеп новгородского пимена нижнем храме справа ковчег мощами святителя фотография 2003 | симфония творениям преподобных оптинских старцев том спор | симфония творениям преподобных оптинских старцев том епитимия |

Источник текста


Постоянная ссылка: Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера