Служение митрополита Вениамина (Федченкова) в Советском Союзе ...

  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста


В феврале 1948 г. митрополит Вениамин окончательно возвратился на Родину и был назначен на Рижскую кафедру [16]. «Радуйтесь, всегда радуйтесь, и в скорбях радуйтесь» [17], — такими словами он приветствовал свою новую паству. О состоянии епархии митрополит Вениамин писал: «Состояние епархии удовлетворительное, но не прекрасное: нет воодушевления. А в латышских приходах — плачевное, за недостатком священников и неглубокости православия в латышских православных общинах» [18]. По возвращении в Отечество его взгляды эволюционировали от полного неприятия советской системы до признания ее чуть ли не самым лучшим вариантом политического режима в России. «И русский народ не случайно, а мудро остановился на выборе именно советской власти среди других групп и партий. В этом проявилась опять сила ума и духа народа (и народов России) . Я всегда утверждал, что лишь советская власть могла навести порядок в стране и повести ее дальше. И народ пошел за ней» [19]. «У нас (для укрепления новоначального Православия и для сохранения от западной латинской и омерзительной пропаганды) были татары. Теперь Господь допустил безбожную власть — за наше маловерие: жнем, что сеяли XVIII и XIX столетия! Посему должно принять сию власть, как от Бога. И ревновать лишь о Православии» [20]. И еще: «Но дух в Православии не умер еще: и потому не случайно (после недоразумений) сотрудничество Церкви с Советским союзом, а искренно. И встреча советской системы и психологии с Церковью Православной совершенно естественна. И понятно теперешнее их соработничество. И наоборот: раз Церковь наша пошла по пути идеологии братства с Советским Союзом, это есть явное знамение, что Церковь наша подлинно жива» [21]. Испытывая к почившему святителю самые теплые чувства, мы, тем не менее, не разделяем его убеждения, что советская власть была лучшим выходом, «счастьем» для России, что «не случайно (после недоразумений) сотрудничество Церкви с Советским Союзом, а искренно», и другие подобные высказывания. Но мы также убеждены, что такое понимание российской действительности было у митрополита Вениамина выстраданным и нелицемерным. «Сегодня, с высоты нашего нынешнего положения, каждый волен — в меру собственного духовного опыта — по-своему оценивать эту позицию митрополита Вениамина. Но отказывать ему в искренности и горячей вере, в любви к церкви Христовой и России -— никто не в праве! » [22] Свою роль здесь сыграло то, что Владыка при формировании своего мнения относительно большевистской власти пользовался слухами и советскими пропагандистскими публикациями; и в то же время в какой-то мере был отягощен бездуховностью западного, чуждого ему мира, желая вернуться на Родину.

Что касается убеждений в гармоничном сотрудничестве безбожного государства и Церкви, то Владыке недолго пришлось питать иллюзии. Уже в 1949 г. он записывал в дневнике: «В Москву решил меньше показываться: много причин этому. Печально — но лучше так... не с кем поговорить открыто по многим вопросам... Какая грусть! Неужели это всегда бывало так? » [23] Но если он мог критиковать советскую власть, то сам институт власти он никогда не отрицал, подчеркивая его необходимость и благо для любого народа: «Люди грешны и слабы и нуждаются во власти. Иначе расслабеют еще больше. Власть сдерживает анархию... Всякая власть. И по одному этому она „от Бога " (Рим. 13) . И начальники обязаны пользоваться силой власти, хотя бы им и не хотелось этого лично. Тогда власть будет творческим началом в жизни» [24]. «Нужно молиться о власти! Но скажут: власть грешна. Не наше дело: она -— грешна, но ты не греши враждой, а люби. И Господь их исправит и к добру направит в свое время» [25]. При этом он четко проводил грань между светской и церковной властью, проводил идею о невмешательстве государства в дела церкви. «Нужно, безусловно, нужно, по-христиански повиноваться власти искренно. И делать все, что она советует в земном порядке. Это очевидно. Но так же очевидно, что нельзя продавать веру, спасение, Христа Господа! Тут уж выбора нет!!! » [26] Владыка Вениамин поминал, и на проскомидии в том числе, и Иосифа Сталина, и Георгия Карпова, и Никиту Смирнова, «как заповедовал апостол, и как требовало этого сердце» [27]. Сам митрополит Вениамин признавал свою малую осведомленность и некомпетенцию в разрешении политических вопросов. Он писал: «По-видимому, согрешил, не имея мудрости земной и кротости. Да, верно! » [28] Служение Владыки в Латвии продолжалось сравнительно недолго, до марта 1951 г. За это время он успел много сделать. В Риге его основной заботой было восстановление нарушенной в годы Войны церковной жизни. Архиерей совершал частые поездки по приходам епархии. Рукополагал клириков. Проводил епархиальные собрания.
  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

вениамина федченкова | мануила лемешевского | псково-печерский успенский монастырь | преподобный вениамин печерский | вениамином фроловым |

Источник текста


Постоянная ссылка: Служение митрополита Вениамина (Федченкова) в Советском Союзе (1948-1961 гг.) : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера