ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и ...

  058   059   060   061   062   063   064   065   066   067   068   069   070   071   072   073   074   075   076   077  078 
В начало текстаВ конец текста
Энгельсом в «Анти-Дюринге») ; 5 (утопические представления о коммунистической морали как самой «прогрессивной» и совершенной, обусловленные учением о коммунизме в качестве последней, завершающей формации в истории человечества; 6) объяснение злых поступков и действий «пережитками темного прошлого» или «политической несознательностью» и попытки бороться со З. средствами политической пропаганды и образования; 7 (восполнение учения о классовом характере морали и социальных причинах З. учением об «общечеловеческих ценностях».)

В той или иной мере эти подходы к пониманию З., освобожденные от воинствующей риторики и крайностей марксизма и адаптированные к позитивистской терминологии, сохранили значение в перестроечное время.

Несомненный интерес для богословских, философских и историко-культурных работ представляют филологические исследования, связанные с семантикой слова «З». в древнерус. и рус. языках. М. Н. Эпштейн в ст. «Добро и зло в зеркале русского языка», сравнивая словарный запас и количество слов с корнями «добро» и «зло» в дореволюционных словарях (в 4-томном академическом изд. 1847 и словаре Даля) со словарем Ушакова ( в 4 т. ; М., 1940 ) , отмечал утрату совр. рус. языком в первые послереволюционные десятилетия огромного слоя слов с нравственной проблематикой.

В докладе на международной богословско-философской конференции «Проблема зла» (Москва, 2005) митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) говорил о парадоксальном характере самой постановки вопроса о З. для христианина: «... чтобы понять, что такое зло, мы должны хотя бы умственно приобщиться злу. Но Св. Писание говорит нам обратное: «отвращайтесь зла» (Рим 12. 9) » (С. 16) ; отмечал духовный, а не только нравственный характер этой проблемы, проводил различия между объективным (онтологическим) источником зла, указывающим на неустройство мира, и субъективным (персоналистическим) , имеющим отношение к человеческой свободе воли, к-рая может выступать (и выступает) в качестве первопричины З. Рассматривая вопрос, касающийся сложившегося в святоотеческой лит-ре понимания З. как небытия, митр. Филарет отмечал, что «зло - это не природа, не сущность. Зло - это определенное действие и состояние того, кто производит зло» (С. 18) . Уточняя источник З., митр. Филарет констатировал: «Зло в форме греха возникает как бы в промежутке между ограниченной, тварной природой человека и - выходящей за пределы природного детерминизма богоподобной свободой. Или, другими словами, - в пространстве «между» природой и личностью в человеке» (С. 20) .

Беседа из притчи о плевелах Слова и речи. М., 1874. Т. 2. С. 234-240; Антоний (Амфитеатров) , архиеп.

Догматическое богословие Православной кафолической Восточной Церкви. СПб., 18687; Макарий (Булгаков) , архиеп.

Опыт православного догматического богословия (с ист. изложением догматов) : В 5 т. К., 1882-1891; Голубинский Ф. А., прот.

Путь ко спасению. Ч. 3: Начертания христианского нравоучения. М., 18998; Игнатий (Брянчанинов) , свт.

Слово о смерти Он же. Аскетические опыты Соч. СПб., 19053. Т. 3; он же. Совещание души с умом: Таинственное объяснение 99 псалма Там же. Т. 2. С. 109-117; Стеллецкий Н. С.

Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении: В 3 т. Х., 1914. Т. 1; [ Иоанн Кронштадтский, прот. ] Моя жизнь во Христе: Ч. 2 Полн. собр. соч. прот.

Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907; Флоровский Г., прот. Два завета Он же. Вера и культура: Избр. труды по богосл. и филос. СПб., 2002. С. 165-181; он же. В мире исканий и блужданий Там же. С. 122-164; он же. Идея творения в христианской философии Там же. С. 316-342; Лосский В. Н.

Левшин В. А. Письмо, содержащее некоторые рассуждения о поэме г. Волтера на разрушение Лиссабона... Мысли о душе: Рус. метафизика XVIII в. СПБ., 1996. С. 220-254; Щербатов М. Размышления о смертном часе Там же. С. 255-291; Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву Он же. Избр. филос. соч. М., 1949. С. 37-199; XIX - нач. XX в. : Соловьев В. С. Собр. соч. : В 12 т. Брюссель, 1996; Несмелов В. И. Наука о человеке: В 2 т. Каз., 1906. Т. 2: Метафизика жизни и христианское откровение; Толстой Л. Н. В чем моя вера? ПСС: В 24 т. Под ред. П. И. Бирюкова. М., 1913. Т. 15. С. 54-183; Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Верный, 1906. Т. 1; XX в. : Радлов Э. Л. Философский словарь. М., 1913 2. С. 235-239; Бердяев Н. А. Философия свободы. М., 1911; он же. Смысл творчества Собр. соч. : В 5 т. П., 1985. Т. 2; он же. О назначении человека. М., 1993; он же. Философия свободного духа: Проблематика и апология христианства П., 1927. Ч. 1; И. А. Ильин: Pro et contra. СПб., 2004; Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. М., 1914; ог же. Философия культа. М., 2004; Булгаков С. Н. Свет Невечерний. М., 1917; Карсавин Л. П. О добре и зле Мвлые соч. СПб., 1994. С. 250-284; он же. О Началах: Опыт христ. метафизики. Т. 1: Бог и тварный мир. Берлин, 1925; Шестов Л. Афины и Иерусалим. П., 1951; он же. На весах Иова: Странствования по душам. П., 1975; Зеньковский В. Зло в человеке Путь. П., 1938. № 56. С. 19-36; Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994; Франк С. Л. Неспостижимое. А., 1939; он же. Свет во тьме. П., 1949; он же. С нами Бог. П., 1964; Филарет (Вахромеев) , митр. Проблема зла в православном богословии Проблема зла и теодицеи: Мат-лы мкждунар. конференции 6-9 июня 2005 г. Общ. ред. : В. К. Шохин. М., 2006. С. 16-21; Эпштейн М. Н. Добро и зло в зеркале русского языка Континент. 2007. № 132. С. 369-382. (Структура библиогр. списка источниковсоответствует последовательности мат-ла в разделе.) А. Т. Казарян Рубрики Философия. Основные понятия Этика Космология. Проблема зла
  058   059   060   061   062   063   064   065   066   067   068   069   070   071   072   073   074   075   076   077  078 
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

видел сатану спадшего неба как молнию миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского brit lib add fol 169r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера