ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и ...

  058   059   060   061   062   063   064   065   066   067   068   069   070  071   072   073   074   075   076   077   078
В начало текстаВ конец текста
, а также в многочисленных работах, связанных с исследованием эсхатологической проблематики и учением об антихристе (Н. И. Виноградова, А. Д. Беляева, А. М. Темномерова, прот. Н. М. Орлова и др.) Прав. Иоанн Кронштадтский, рассматривая душу человека как образ Божий, пребывающую «в теле везде, но особенно в сердце» (Моя жизнь во Христе. С. 341) , с сердцем связывал и З. «Корень всякого зла, - писал св. Иоанн, - есть самолюбивое сердце... от самолюбия или чрезмерной и незаконной любви к самому себе проистекают все страсти... » (Там же. С. 141) . Полагая, что человек менее всего изучил науку побеждать грех, - «не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло, а всеми мерами извинять его», жить мудро и во всяком человеке видеть «красоту образа Божиего» ( Там же. С. 180-181 ) , прав. Иоанн считал усердную молитву и причащение св. Таин лучшими средствами борьбы со страстями, злобой и греховными помыслами. Архим. Сергий (Страгородский) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в своей кн. «Православное учение о спасении» отмечал, что З. и грех отдалили человека от Бога, и определял спасение как «свободо-благодатный переход человека от зла к добру, от жизни по стихиям мира и от вражды против Бога к жизни самоотверженной и к общению с Богом» (Православное учение о спасении. С. 227) . С. М. Зарин в кн. «Аскетизм по православно-христианскому учению» утверждал, что «понятие о зле, как грехе, есть одна из самых характерных, специфических особенностей христианской религии» (Аскетизм. С. 27) , и усматривал субъективную, т. е. присущую самому человеку причину З. и греха, в его «тварной и несовершенной свободе» (Там же. С. 16) . Отмечая, что назначение человека состоит в богоуподоблении, через к-рое только и становится возможным Богообщение и участие в вечной Божественной жизни, Зарин считал З. и грех основными препятствиями на пути к Богу. Прот. Георгий Флоровский рассматривал проблему З. в ряде своих работ. В ст. «Два завета», рассуждая о религиозно-метафизических причинах З., он писал: «Источник зла не в субъективно-психологическом разъединении и самоутверждении людей: есть «реальный» отец лжи... И изгонится он лишь в «последние дни» - на «суде великого дня». Изгоняется и в этой жизни - «молитвою и постом», участием в благодатной и таинственной жизни Церкви и лично-творческой аскезой, подвигом жертвенной и самозабвенной любви к ближним - не по плоти и крови ближним, а по единству Голгофской жертвы... » ( Два завета. С. 180-181 ) . Отмечая парадоксальный и двойственный характер проблемы З., которое не существует в отношении Божественного бытия, но представляет «реальную возможность» и «путь к погибели» для человека, прот. Г. Флоровский полагал, что основные трудности проблемы, связанные с пониманием З. как попущения Божия, преодолеваются «в религиозном ощущении тварности и богооставленности мира, в опыте свободы» (В мире исканий и блужданий. С. 157) . Под опытом свободы он подразумевал различие между самим человеческим миром и предвечным Божественным замыслом о мире. В ст. «Идея творения в христианской философии» прот. Г. Флоровский принимал взгляд прп. Иоанна Дамаскина на З. как на бытие, к-рое лишено сущности и природы, т. е. «несущностно», и в своем рассмотрении делал акцент на разрушительно-деятельной и «ложно-созидательной стороне З. Он писал: «Зло - это пустота небытия. Зло - это больше, чем отсутствие, это положительное небытие. Зло производит в мире новые сущности - ложные, но действительные и явные сущности» (Идея творения в христианской философии. С. 321-322) . В. Н. Лосский в «Догматическом богословии» проблему З. обсуждал в гл. «Первородный грех». Формулируя свой тезис следующим образом: «Проблема зла - проблема по существу своему христианская» (Догматическое богословие. С. 249) , Лосский в кратком историко-философском анализе монистической и дуалистической метафизики утверждал, что в 1-м случае З. усваивается тварному миру, но в конечном счете понимается как «иллюзия», во 2-м - З. приобретает характер самостоятельного и совечного Богу начала - «злой материи». Полагая, что поставленный даже с христ. позиции вопрос, что такое З., ведет к ошибочному предположению, что З. есть нечто, некая сущность или злое начало, Лосский отмечал сложность самой проблемы З. С одной стороны, о З. следует говорить, что оно «не существует, что оно есть только лишение бытия», а с другой - необходимо считаться с «реальностью зла», существующего в мире (Там же. С. 250) .

Следуя традиц. путем, Лосский видел источник З. в «лукавом» и связывал склонность людей к З. со «свободой твари», дающей З. место в своей воле. Вместе с тем он считал, что для понимания З. необходима более подробная разработка проблем, имеющих отношение к ангельскому миру.
  058   059   060   061   062   063   064   065   066   067   068   069   070  071   072   073   074   075   076   077   078
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

видел сатану спадшего неба как молнию миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского brit lib add fol 169r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера