ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и ...

  058   059   060   061   062   063   064   065   066   067   068  069   070   071   072   073   074   075   076   077   078
В начало текстаВ конец текста
Соглашаясь со святоотеческой мыслью, что человек, обманутый средоточием всякого З. - диаволом и изгнанный из рая Богом, не мог спастись от З. собственными усилиями и, несмотря на данный Богом закон и свидетельства пророков, все больше и больше следовал путем греха, прп. Иосиф отмечал, что только боговоплощение и крестная смерть за грехи человеческие Господа нашего Иисуса Христа освобождают человека из-под власти диавола и З. ; Господь «изливает нам, постоянно согрешающим и кающимся, великое море Своего милосердия, погашающее огонь нашей злобы» (Там же. С. 111) .

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» («На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» - Пс 90. 13) . Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГТГ) Прп. Максим Грек причину З. также связывал с грехопадением прародителей, к-рые, обладая дарованным Богом «свободным произволением», по причине недостатка веры в Бога и несовершенства разума были обмануты диаволом, нарушили Божий запрет и были изгнаны из рая. Следствием грехопадения, считал прп. Максим, стали «забвение» и «неведение» Бога ( Духовно-нравственные слова. С. 50 ) . Забвение Божественной славы падший человек пытается возместить поисками земной славы, добиваясь ее, предается тщеславию и гордости, а если терпит неудачу, то преисполняется завистью к чужой славе. Неведение же «совершеннейшего Блага» оборачивается его подменой земными благами - чревоугодием, телесными наслаждениями, сребролюбием и страстью к наживе. Прп. Максим писал, что искуситель пытается представить Бога, «Который то обетованием Божественных благ, то угрозою бесконечных и страшных мучений отводит нас от всякого зла и поощряет к непорочному и богоподобному житию», «виновником зла», царящего в мире (Там же. С. 53) . Прп. Максим считал, что Боговоплощением людям возвращена утраченная ими в грехопадении свобода, к-рая несовместима с верой в судьбу, а средствами, позволяющими уклоняться от всякого З., являются «всегдашний чистый страх Божий» и исполнение божественных заповедей (Там же. С. 78) .

Свт. Тихон Задонский в соч. «Об истинном христианстве», рассматривая проблему З. с позиций христ. понимания греха, посвятил 9 глав своего исследования анализу и обличению человеческих грехов ( О истинном христианстве. С. 196-292 ) . Полагая, что человеку по его «ветхому рождению» присущи многочисленные грехи, злые помышления и беззаконие, свт. Тихон писал: «Сего ветхого человека со злонравием отрещися должно христианину» (Там же. С. 96) ; «колико бо совлекается и умерщвляется ветхий человек, толико облекается и оживляется в нас новый; колико же облекаться будем в нового человека, толико богоподобнейшие будут свойства в нас» (Там же. С. 97) . Необходимой предпосылкой и основой совлечения «ветхого человека» свт. Тихон считал безусловное покорение человеческой воли Богу.

Свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, в «Беседе из притчи о плевелах» давал глубокое и художественно выразительное толкование известной евангельской притчи. Отмечая рождение всех людей от Бога, свт. Филарет следующих Богу людей называл «сынами Царствия», а противящихся Правде Божией и творящих З. - «сынами лукавого». Задавая вопрос, «откуда взялись плевелы» на поле христ., засеянном, взращенном и ухоженном Богом, и считая неудовлетворительными и поверхностными объяснения З. и греха «заблуждениями от ограниченности», или «пороками от слабости», свт. Филарет указывал на диавола как причину греховных помыслов, склонностей к чувственным удовольствиям и злым поступкам. Архиеп. Антоний (Амфитеатров) в «Догматическом богословии православной кафолической восточной Церкви» отмечал несовместимость З. с христ. представлением о Боге как о «совершеннейшем Виновнике вселенной и совершенстве самой вселенной» (Догматическое богословие... С. 87) ; разделяя З. на нравственное и физическое, 1-е относил к деятельности свободно-разумных существ, исказивших в своей свободе предвечный замысел Бога о твари, 2-е - к последствиям нравственного З. Обсуждая проблему попущения Богом З., архиеп. Антоний писал, что «злые действия не укрываются от Его промыслительного ока. Бог, все направляя ко спасению человеков и славе Своего имени, к сей же цели обращает и злые действия» (Там же. С. 91) . В рассуждениях о смерти человека архиеп. Антоний утверждал, что смерть как З. не создана Богом и есть следствие греха, вместе с тем она есть «благодеяние Бога, и горькая чаша ее, растворенная правдою, растворена милостью Творца и предназначена быть врачеством для человека»; «смерть необходима для совершеннейшего очищения и истребления зла из природы человека» (Там же. С. 242) . Архиеп. Филарет (Гумилевский) в «Православном догматическом богословии», различая нравственное и физическое З., утверждал, что толкования З. как лишь отрицания добра недостаточно. В случаях, когда человек отрицает Бога, Промысл Божий и противопоставляет себя Богу, следует говорить не только об отрицании добра, но и «положительном зле» (Православное догматическое богословие. С. 245) . Архиеп. Филарет считал, что без понятия «положительного зла» невозможно было бы оценить степень тяжести содеянных грехов человека, поскольку всякий грех есть отрицание добра. Говоря о грехопадении, архиеп.
  058   059   060   061   062   063   064   065   066   067   068  069   070   071   072   073   074   075   076   077   078
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

видел сатану спадшего неба как молнию миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского brit lib add fol 169r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера