ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и ...

  057   058   059   060   061   062   063   064   065   066  067   068   069   070   071   072   073   074   075   076   077
В начало текстаВ конец текста
Согласно Роу, если исходить из рациональности, невозможно допустить, что все прецеденты З. необходимы для большего блага или для предотвращения большего З., поэтому следует признать существование случаев «напрасного зла») gratuitous evils (. Но такие случаи, по Роу, несовместимы с представлением о существовании благого Бога. Позднее П. Дрейпер) Draper P. Pain and Pleasure: An Evidential Problem for Theists Nous. 1989. Vol. 23. N 2. P. 331-350 (, сравнивая теистический и нетеистический способы объяснения З., обозначил второй как «гипотезу безразличия») hypothesis of indifference (, в соответствии с которой ни природа, ни наличное состояние разумных существ не могут считаться результатами действий, производимых нечеловеческими существами. Попытки теистов объяснить З. биологических страданий, по его мнению, несостоятельны, поскольку эти страдания значительно превосходят их необходимость для функционирования живых существ, с помощью к-рой их можно было бы объяснить и оправдать.)

Отвечая оппонентам теизма, Плантинга прежде всего подвергал сомнению тезис, в соответствии с которым баланс удовольствий и страданий может быть лучше объяснен на основании «гипотезы безразличия» (Plantinga A.)

On Being Evidentially Challenged The Evidential Argument from Evil Ed. D. Howard-Snyder. Bloomington, 1996. P. 244-261 (. У. Алстон основывал свою критику Роу на отрицании правомерности отождествления непознанности З. с его «напрасностью». Из того, что люди часто не постигают назначение чего-либо, представляющегося им З., не следует бессмысленность этого З.) Alston W. P.

The Inductive Argument from Evil and the Human Cognitive Condition Philosophical Perspectives. 1991. Vol. 5. P. 29-67 (. Дж. Сеннетт также подверг критике основную позицию в «индуктивном аргументе» Роу: те блага, о к-рых мы знаем, не предоставляют нам надежных оснований для выводов о всех благах. Как и Алстон, он отвергал то, что «непостижимые» случаи З., на к-рые опирается аргументация Роу, являются достаточными для заключения об их неоправданности) Sennett J. F.

The Inscrutable Evil: Defense Against the Inductive Argument from Evil Faith and Philosophy. 1993. Vol. 10. N 2. P. 220-229 (.)

В совр. англо-амер. аналитической теологии существует 2 основных направления анализа проблематики З. В рамках 1-го направления предлагается универсалистское, т. е. применимое ко всем вообще случаям, «оправдание» Бога за существование мирового З., которое строится на основании предположения о наличии у Него некоторого общего «плана» всего происходящего в мире ( прежде всего - в мире разумных существ ) . В рамках 2-го направления предлагается партикуляристское рассмотрение проблемы, т. е. предпринимаются попытки реконструкции возможных «стратегий» Бога в индивидуальных случаях и учет смыслов проявления З. в жизни конкретных индивидов именно как индивидов, а не как представителей человеческого сообщества.

Внутри универсализма в свою очередь выделяется 3 парадигмы. Авторы, работающие в рамках 1-й парадигмы ( Р. Чизем, Н. Пайк ) , рассматривают проблему происхождения и значения З. в духе теодицеи Лейбница, в соответствии с которой оно является необходимым элементом в Божественном замысле «лучшего из возможных миров», поскольку обеспечивает требуемые для мирового совершенства иерархию и разнообразие совершенств.

Представители 2-й парадигмы рассматривают З. как особую направленность свободной воли. Хотя такая направленность не является необходимой, тем не менее Бог учитывает ее в Своем замысле о мире. В рамках этого направления Плантинга разрабатывал «теоэпистемическую» концепцию Божественного предведения, «срединного знания» Богом буд. действий человека. Работавшая в том же направлении Э. Стамп развивала более традиц. концепцию морального и физического З. Бог попускает существование З. на том основании, что это является лучшим способом для человека познать ущербность собственной воли. Поскольку люди не могут осуществить возвращение к Богу собственными усилиями, а Бог не желает делать этого без них, Он как бы вынуждает их просить у Него исправить их волю (Stump E. The Problem of Evil Faith and Philosophy. 1985. Vol. 2. N 4. P. 392-423) . Связь между З. и свободой под особым углом зрения рассматривал М. Марри, полагавший, что верующий человек может трактовать как З. саму «скрытность» Бога, поскольку она является одной из причин неверия. Однако, если бы Бог делал Свое существование и намерения слишком очевидными, люди были бы принуждаемы верить в Него и следовать Его заповедям, а это лишило бы и то и другое ценности (Murray M. J.)

Coercion and the Hiddenness of God American Philosophical Quarterly. 1993. Vol. 30. N 1. P. 27-38 (.)

В 3-й парадигме акцентируется воспитательный аспект допущения Богом З. В число ведущих представителей этого направления входит Хик, к-рый в монографии «Зло и Бог любви» (Hick J. H.)

Evil and the God of Love. N. Y., 1966 (и мн. статьях) см., напр. : Idem. An Irenaean Theodicy Encountering Evil: Live Options in Theodicy Ed. S. T. Davis.
  057   058   059   060   061   062   063   064   065   066  067   068   069   070   071   072   073   074   075   076   077
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

видел сатану спадшего неба как молнию миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского brit lib add fol 169r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера