ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и ...

  056   057   058   059   060   061   062   063   064   065  066   067   068   069   070   071   072   073   074   075   076
В начало текстаВ конец текста
175-185; Frings M. Max Scheler: A Novel Look at the Origin of Evil Philosophy and Theology. 1992. Vol. 6. N 3. P. 201-211; Bernstein R. J.

Der Ingrimm des Aufruhrs: Heidegger und das Problem des Bosen. W., 2000; Rethinking Evil: Contemporary Perspectives Ed. M. P. Lara. Berkeley; L., 2001; Kruh o ffer B. Reflexionen uber «das Bose»: Sprachliche Differenzierungen in Auseinandersetzung mit der Theologie Wolfhart Pannenbergs. Munster, 2002; Modernity and the Problem of Evil Ed. A. D. Schrift. Bloomington, 2005; Schaafsma P.

Malum: Theologische Hermeneutik des Bosen. Tub., 2008. Д. В. Смирнов «Проблема зла» в аналитической философии 2-й пол. XX в. Мн. аспекты традиц. проблематики З. и различные варианты теодицеи, связанные с этой проблематикой, активно обсуждались в англо-амер. аналитической философии под общим обозначением «проблема зла» (the problem of evil) .

Структура этой проблемы выстраивалась по единому образцу: сначала оппоненты теизма ( атеисты, агностики и т. п. ) приводили традиц. аргументы о несовместимости эмпирического наличия З. в мире с такими свойствами Бога, как всеведение, всемогущество, благость, а тем самым - с Его существованием. Затем следовали также преимущественно традиц. возражения со стороны теистов, далее обсуждались определенные разногласия среди последних. Значительное количество различных версий теодицеи и широкое использование логического аппарата составили основную специфику обсуждения «проблемы зла» аналитическими философами в сравнении с предшествовавшими этапами разработки вопроса о З.

Инициаторами полемики по «проблеме зла» со стороны атеизма выступили в 1955 г. независимо друг от друга Дж. Маки (Mackie J. L.)

Evil and Omnipotence Mind. 1955. Vol. 64. P. 200-212 (и Э. Флу) Flew A. Divine Omnipotence and Human Freedom New Essay in Philosophical Theology Ed. A. Flew, A. McIntyre. N. Y., 1955. P. 144-169 (. Первый подверг сомнению устоявшееся различение З. физического и З. морального, суть которого состояла в том, что 1-я разновидность З.) болезни, боль и т. п. (образует условия, необходимые для развития добродетелей) симпатия, мужество и т. п. ( , тогда как 2-я ) жестокость, насилие и т. п. (является З. в подлинном смысле, ответственность за к-рое несет только человек. По мнению оппонентов теизма, если для Бога не может быть ничего невозможного, то для Него не было препятствий и в создании таких свободных личностей, к-рые всегда выбирали бы только добро. Если же Он их не создал, то уже не может считаться всемогущим и всеблагим.)

Ответ со стороны теистов был предложен Дж. Хиком и состоял прежде всего в указании на противоречия в понимании свободы у атеистов. Если бы все мысли и действия людей были предопределены Богом так, что они не могли бы отклониться от добра, у людей не было бы никакой свободы. Создать такие существа - это создать личности, не являющиеся личностями, что представляет собой логическое противоречие. Согласно Хику, «ответственность Бога» за З. должна быть ограничена не только с логической, но и с фактической стороны: огромная доля человеческого страдания (нищета, угнетение, преследования, войны, несправедливость и т. д.) обусловлена бесчеловечностью или преступным неведением людей, которые сами несут ответственность за это (Hick J. Philosophy of Religion. Englewood Cliffs) N. J. ( ; Prentice-Hall, 1963 ) .

God and Other Minds: A Study of the Rational Justification of Belief in God. Ithaca (N. Y.) , 1967; Idem. God, Freedom and Evil. N. Y., 1974 (подверг критике основной тезис атеистов: «Если зло существует, то оно неоправданно» - и подробно разработал «апологию от свободного выбора») free will defense (. Используя модальную логику, он попытался показать, что существует возможный мир, в к-ром положения «Бог всемогущ, всеведущ и всеблаг» и «зло существует» должны быть одновременно истинными и совместимыми. Эти 2 положения могут быть согласованы в 3-м: «Бог имеет морально достаточное основание, чтобы создать мир, содержащий моральное зло». При этом создание таких свободных существ, к-рые могли бы действовать только праведно, является внутренне противоречивым, а потому невозможно для Бога. Плантинга предложил использовать для ответа атеистам и др. традиц. аргумент - об отеческой заботе Бога о мире, к-рая допускает существование З. как средства достижения высшего блага. По его мнению, ту или иную версию этого аргумента должен принимать любой теист.)

Вмч. Георгий, поражающий змея. Икона. Кон. XIV в. (Британский музей, Лондон) Новый виток полемики был начат статьей У. Роу «Проблема зла и некоторые разновидности атеизма» (Rowe W. L.)

The Problem of Evil and Some Varieties of Atheism American Philosophical Quarterly. 1979. Vol. 16. N 4. P. 335-341 (.
  056   057   058   059   060   061   062   063   064   065  066   067   068   069   070   071   072   073   074   075   076
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

видел сатану спадшего неба как молнию миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского brit lib add fol 169r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера