ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и ...

  052   053   054   055   056   057   058   059   060   061  062   063   064   065   066   067   068   069   070   071   072
В начало текстаВ конец текста
Понимавший себя и мир морально и религиозно обычный человек, к-рого Ницше называл «примитивным», нуждался в особой интерпретации такого З., воспринимая его как кажущееся З., приводящее в итоге к торжеству добра, или как воспитательное наказание, и оправдывая Бога, Который не может творить З. Напротив, возвышаемый Ницше «человек высокой культуры», наделенный особым «пессимизмом сильного», больше не нуждается «в оправдании зла (des Ubels) , он как раз с отвращением отвергает оправдание; он наслаждается чистым (pur) и грубым (cru) злом, он находит бессмысленное зло (sinnlose Ubel) наиболее интересным» (Werke. 1970. Abt. 8. Bd. 2. S. 133) . Такие представления о З. тесным образом связаны с атеистическими и богоборческими идеями позднего Ницше: освобожденный от морали человек, по словам Ницше, «восхищается беспорядочностью мира ( Welt-Unordnung ) без Бога, миром случая, в котором к самой его сути принадлежит страшное, двусмысленное и соблазнительное» (Ibidem) .

Доведенная до своих предельных следствий концепция персоналистической морали Ницше в 30-40-х гг. XX в. была взята на вооружение идеологами немецкого национал-социализма (фашизма) , став оправданием для безудержной агрессии и уничтожения миллионов невинных людей. Т. о., последовательно проведенная Ницше релятивизация добра и З. обернулась триумфом З., насилия и жестокости, продемонстрировав тем самым свой глубоко бесчеловечный и опасный для людей и общества характер.

З. как психологическое, биологическое и общественно-политическое явление В отличие от Ницше, упразднявшего традиц. представления о З. и ответственности за него, но сохранявшего идею человеческой воли как начала, творящего добро и З., общей неявной тенденцией мн. авторов было устранять З. из области разумной человеческой свободы и постулировать различные неличностные истоки З. (психофизические, биологические, общественные и т. д.) .

Двурогому зверю поклоняются обольщенные им люди. Клеймо иконы " Апокалипсис " . XVI в. (ГТГ) Основатель психоаналитической философии З.

Фрейд ( 1856-1939 ) писал о «врожденной склонности человека к «злу», к агрессии, к деструкции, а тем самым также и к жестокости» (Freud S. Das Unbehagen in der Kultur Gesammelte Werke. L., 1948. Bd. 14. S. 479) . Однако в отличие от христианства, понимавшего такую склонность как следствие пораженности человека первородным грехом, Фрейд видел в ней проявление «сущностного содержания жизни», а именно «борьбы между эросом и смертью, стремлением к жизни и стремлением к разрушению» (Ibid. S. 481) . Понятие «зло» порождается задаваемым культурой «сверх-Я», или «совестью», которое подавляет «Я» человека и его агрессию, порождая у человека чувство вины в том случае, если он делает нечто, что определено в культуре как «злое» ( Ibid. S. 482-483 ) . При этом само различие между добром и З., по учению Фрейда, не дано человеку от природы и не заложено в нем Богом, но является результатом общественного научения: маленький ребенок, будучи «беспомощен и зависим от других», опознает как З. то, что угрожает ему потерей любви окружающих (Ibidem) .

Поскольку «злые стремления» врожденны, они, даже будучи подавленными, не исчезают полностью, но всегда находятся в области бессознательного («Оно») . По словам К. Г.

Юнга ( 1875-1961 ) , З. «выходит на психологическую сцену как равноценный противник-партнер (Gegenspieler) добра» (Jung C. G.)

Gut und Bose in der analytischen Psychologie Gesammelte Werke. Stuttg., 1958. Bd. 10. S. 328 (, оно есть «черная тень, которую каждый ведет за собой») Idem. Die Psychologie der Ubertragung. Zurich, 1946. S. 92 (. Тот, кто не решается признаться в существовании З. в себе самом, по мысли Юнга, неосознанно начинает проецировать его на других, а вместе с тем теряет способность должным образом обращаться со злом) Idem. Gut und Bose... S. 328 (. Подавляемый и тревожимый таким неосознанным внутренним З. индивид подпадает под его непреодолимую власть, делая то и желая того, чего не хочет и не допускает его сознание) см. : Seifert. 1966. S. 21 (.)

Наряду с психологическими широко распространенными в XX в. были и биологические интерпретации З., во многом основывавшиеся на эволюционной теории Ч.

Дарвина. Австрийский ученый и публицист К. Лоренц ( 1903-1989 ) в соч. «Так называемое зло» (Das sogenannte Bose) утверждал, что наблюдаемая повсюду в животном мире агрессия не есть некий «демон» или «уничтожающее начало» (Lorenz K. Das sogenannte Bose: Zur Naturgeschichte der Aggression. W., 1963. S. 76) , но является частью «организации всех существ, направленной на поддержание системного равновесия и жизни», к-рая «может впасть в ошибочное функционирование и уничтожать жизнь, но которая предназначается к добру великим событием органического становления» (Ibidem) . Т. о., агрессия и З.
  052   053   054   055   056   057   058   059   060   061  062   063   064   065   066   067   068   069   070   071   072
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

видел сатану спадшего неба как молнию миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского brit lib add fol 169r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера