ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и ...

  050   051   052   053   054   055   056   057   058   059  060   061   062   063   064   065   066   067   068   069   070
В начало текстаВ конец текста
Das Bose in der politischen Theorie: Die Furcht vor der Freiheit bei Kant, Hegel und vielen anderen. Bielefeld, 2006; Pedro T. Die Freiheit und das Bose: Eine Gegenuberstellung von Fichtes fruher Sittenlehre und Schellings Freiheitsschrift Fichte-Studien. 2006. Bd. 27. S. 169-187; Roberts D.

Kierkegaards Analysis of Radical Evil. L., 2006; Fomosa P. Kant on the Radical Evil of Human Nature Philosophical Forum. 2007. Vol. 38. N 3. P. 221-245; Rieger H. M.

Das radikal Bose: Der Zugang zur menschlichen Selbstverkehrung bei Kant und bei Luther Theologie und Philosophie. 2007. Bd. 82. N 1. S. 65-96; Dews P. The Idea of Evil. Malden; Oxf., 2008. А. К. Судаков Понятие «З. » в философии кон. XIX-XX в. Последние десятилетия XIX в. характеризуются постепенным отходом от особого рода «оптимизма», свойственного нем. классической философии. Все более острым становилось сознание того, что многообразие и сложность мира с трудом поддаются объяснению в рамках одной определенной философской системы. Понимание утопичности идеи конструирования единого и общего для всех философского мировоззрения побудило многих авторов вновь обратиться к детальной разработке отдельных частей и областей философии, в т. ч. этики. Эти тенденции отразились и на подходах к вопросу о З. После первой мировой войны в рассмотрении проблемы З. появились новые оттенки: увиденная бессмысленность и масштабность З. и агрессии заставила предполагать, что З. есть нечто выходящее за пределы человеческой воли, проявление определенных «природных» законов. В рамках такой тенденции, усиленной развитием прикладных наук о человеке в 1-й пол. XX в., сформировались различные интерпретации З. как естественного явления. Наряду с этим мн. авторы пытались решить проблему З., сводя последнее к несовершенству общественного устройства и постулируя необходимость преобразования общества для победы над З. Новый поворот в подходе к проблеме З. возник после второй мировой войны, явившейся своеобразным апофеозом З. в XX в. Осмысление ее последствий, а также таких явлений XX в., как политические репрессии, локальные и гражданские войны, геноцид, международный терроризм, поставило вопрос о З., его последствиях, способах его недопущения и преодоления на новый уровень. Во 2-й пол. XX в. все большее число мыслителей приходило к выводу, что благо и З. не могут быть поняты при рассмотрении их исключительно в качестве «общественных» феноменов и должны стать предметом личной ответственности человека, к-рый не вправе перелагать эту ответственность на «природу» или общественные институты.

Пессимистические и индивидуалистические подходы к вопросу о З. Отдельные элементы представлений о З. классических нем. философов (прежде всего Гегеля и Шеллинга) , преломляющиеся в унаследованном от Шопенгауэра пессимистическом мировосприятии, обнаруживаются в сочинениях Э. фон Гартмана ( 1842-1906 ) . В «Философии бессознательного» (Philosophie des Unbewu? ten, 1869) Гартман пытался метафизически и исторически обосновать тезис Шопенгауэра о необходимости «угашения» воли к жизни как единственном способе преодолеть мировое З. Следуя Шеллингу, Гартман различал в Абсолюте двойное движение: неразумную и неморальную волю к существованию (Dasein) , которая вовлекает чистые идеи в «водоворот бытия и мучение процесса» ( Hartmann E., von. )

Philosophie des Unbewu? ten Ausgewahlte Werke. Lpz., 1904. Bd. 8 (2) . S. 435 (и в силу этого служит источником всякого З., а также «всеведение», «логическое» начало, которое стремится обратить назад направление воли. Это происходит путем своеобразной «хитрости»: разумное начало «направляет мировой процесс к цели максимально возможного развертывания сознания, при достижении которой сознание оказывается способно вновь погрузить все актуальное воление в ничто, чтобы тем самым прекратились процесс и мир... ») Ibid. S. 411 (. Согласно Гартману, лишь с прекращением мира может прекратиться мировое З. и страдание. В этой связи он выделял 3 исторические иллюзии в вопросе о прекращении З. и достижении счастья человеком. Согласно иллюзии античности, счастье достижимо в нынешней жизни и в этом мире, согласно иллюзии средневековья, оно достижимо в трансцендентной жизни после смерти, согласно иллюзии Нового времени, оно может быть достигнуто в ходе исторического прогресса) Ibid. S. 295, 335 (. Все эти иллюзии Гартман считал неспособными решить проблему З. и страдания и находил, что они могут лишь подвести к тому конечному пункту, в котором «страдание человечества и сознание его жалкого состояния» становятся невыносимыми, в результате чего «смертельно утомленное человечество», убедившись в «глупости всех своих стремлений», может осознать в качестве своей единственной цели и единственного избавления от всех зол «покой, мир, вечный сон или дрему») Ibid. S. 375 (.)

Подобные пессимистические мотивы обнаруживаются и в ранних сочинениях Ф. Ницше ( 1844-1900 ) , также испытавшего серьезное влияние философии Шопенгауэра.
  050   051   052   053   054   055   056   057   058   059  060   061   062   063   064   065   066   067   068   069   070
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

видел сатану спадшего неба как молнию миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского brit lib add fol 169r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера