ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и ...

  043   044   045   046   047   048   049   050   051   052  053   054   055   056   057   058   059   060   061   062   063
В начало текстаВ конец текста
модусов, ни изменить их природу; он может бороться с аффектами, но не может надеяться на успех в этой борьбе, потому что этот успех зависит в конечном счете только от сравнительной силы противника. Поэтому в таком пантеизме происходит последовательная релятивизация добра и З. : добро отождествляется со стремлением к самосохранению и в конечном счете с удовольствием, З. - с осознанным неудовольствием: «Познание зла... есть само неудовольствие, поскольку мы сознаем его») Там же. С. 184 (. Пантеистический монизм Спинозы является по сути философией, располагающей к примирению с действительностью, а не к борьбе с происходящими из ее устройства страстями и бедами, поскольку эти страсти и беды) З. (суть в ней также проявления Божественного Начала.)

Плюралистическая метафизика морали сформировалась в монадологии Г. В. Лейбница ( 1646-1716 ) . Согласно Лейбницу, в божественном разуме заключены вечные истины морали и метафизики, а потому Бог есть принцип разумной закономерности мироздания. Порядок, красота и совершенство мира определяются разумной волей Божией: «Бог все делает сообразно самой общей Своей воле, согласной с тем совершеннейшим порядком, который Он избрал» (Лейбниц Г. В.)

Рассуждение о метафизике Соч. : В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 130 (. Правило совершенства, к-рым руководствовался Бог в творении мира, состоит в том, чтобы «достигнуть такого разнообразия, какое возможно, но с наибольшим порядком, какой лишь возможен») Он же. Монадология Там же. С. 423 (. При помощи наипростейших средств Бог произвел «наибольшие действия» - созданный мир соединяет «в себе величайшее разнообразие вместе с величайшим порядком») Он же. Начала природы и благодати, основанные на разуме Там же. С. 409 (. Бог есть архитектор физического мира, основанного на законе максимально возможного совершенства, и властитель морального мира духов, в к-ром Он желает распространить максимально возможное блаженство) Монадология. С. 428-429 (. Как само по себе мироздание в целом, так и сами по себе монады безусловно хороши, так что мироздание есть совершеннейшая из всех возможных организаций. Однако разумное познание этого не свойственно монадам изначально; напротив, первоначально они ограничены и подвержены воздействию смутных представлений чувственности; возвыситься к сознанию благости и совершенства мира можно только в результате прояснения смутных обыденных понятий, научения, просвещения разума, возвышения до «познания нас самих в Боге») Там же. С. 418 (. Одно из средств просвещения есть преодоление предрассудков, среди к-рых Лейбниц выделял поспешное заключение от бедствий мира к злонамеренности сотворившей его воли. Т. о., рациональная метафизика, строящаяся на картезианских основаниях, породила замысел философской теодицеи как оправдания Бога за З., существующее в сотворенном Им мире.)

По учению Лейбница, З. мира необходимо обусловлено существованием мира как организованного целого, составленного из монад; даже бесконечный мир, если он существует в пространстве, должен состоять из конечных существ, но конечность предполагает ограниченность и несовершенство. Это метафизическое З. («несовершенство в вещах вообще») , делающее возможным подверженность монад страданиям, есть лишенность, заложенная в самом понятии конечного. Для этой лишенности нет никакой действующей причины: «Формула зла в этой области не есть действующая причина, потому что она состоит... в лишении, то есть в том, чего действующая причина никогда не производит» (Он же. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла Соч. : В 4 т. М., 1989. Т. 4. С. 144) . Бог Творец также не является причиной метафизического З., поскольку в мире, согласно Лейбницу, необходимо должно быть неравномерное распределение лишенностей, т. е. несовершенств, служащее для гармонического заполнения всех многочисленных ступеней реальности, для выполнения правила совершенства как единства многообразия. Поэтому неправомерны жалобы человека на занимаемое им место в иерархии существ, обусловливающее количество постигающих его З. Существование материи и материальных тел, с к-рыми связаны монады, обусловливает чувственные ощущения, к-рые по природе суть не только ощущения удовольствия, но и боли; поэтому боль как физическое З. коренится в устройстве мироздания, но не в особой воле его Творца причинять боль.

Существующее моральное З., по утверждению Лейбница, также не есть нечто положительное, но представляет собой лишенность и несовершенство. Оно обусловливается недостатком отчетливости свойственной монаде силы представления: «Связь между мышлением и волей не столь необходима, как обычно думают» (Там же. С. 338) . В силу этой слабости умственной способности монады ее волевая сила не избирает то, что признает необходимым разум. Метафизически неизбежное несовершенство познания монадой естественно влечет за собой несовершенство осуществляемых ею избраний, к-рые потому и могут быть морально вменены ей, что это ее собственные свободные избрания, но к-рые оказываются необходимо несовершенны и как следствие этого злы.
  043   044   045   046   047   048   049   050   051   052  053   054   055   056   057   058   059   060   061   062   063
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

видел сатану спадшего неба как молнию миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского brit lib add fol 169r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера