ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и ...

  040   041   042   043   044   045   046   047   048   049  050   051   052   053   054   055   056   057   058   059   060
В начало текстаВ конец текста
Двойственность мышления Нового времени, пытавшегося уловить предельно абстрактное и предельно конкретное в их живой связи, нашла свое отражение в учении философов этого периода о З., рассматривавшемся во всем его многообразии: от З. как абстрактной рациональной категории до З. как проблемы и несчастья конкретной человеческой жизни. При этом особый акцент ставился на практическом понятии З. : абстрактный теоретический дискурс в конечном счете призван был показать способ преодолеть З. в практической жизни людей. В силу этого первостепенную важность наряду с вопросом о природе З. приобретал вопрос о том, как человек может победить З. ; ответы на этот вопрос давались в различных аспектах, важнейшими из которых были практико-этический (моральный) , политический (преодоление З. как проблемы общественной жизни) и религ. (преодоление З. как греха) аспекты.

Представления о З. протестантских авторов XVI-XVII вв. В сочинениях основоположников Реформации, отчасти продолживших подходы к проблематике З., наметившиеся в поздней схоластике, но вместе с тем перенесших эту проблематику из области теоретической этики в область практической нравственности, З. прямо отождествлялось с грехом. Грех есть начало З. и его причина, поэтому всякое З. так или иначе связано с грехом и обусловливается им: «Зло двояко: вины и наказания; зло вины есть сам грех, зло наказания - терзания из-за него (ipsae afflictiones) » (Luther M. Tischreden. Weimar, 1914. Bd. 3. S. 595) . М.

Лютер ( 1483-1546 ) критиковал схоластическую теологию за то, что она интерпретировала первородный грех (начало всякого З.) как простую лишенность первородной праведности (privatio seu carentia justitiae originalis) , и противопоставлял этой позиции собственное учение о первородном грехе, в котором последний понимался как уникальный факт истории, первообраз и квинтэссенция морального З. : «[Первородный грех] есть не только лишение некого качества в воле, не только лишение света в уме (in intellectu) , [не только лишение] добродетели (virtutis) в памяти, но вообще лишение всей правильности и мощи всех сил, как тела, так и души, всего человека, внутреннего и внешнего, кроме того, это и сама склонность (pronitas) к злу, отвращение к добру, презрение к свету и мудрости, любовь (dilectio) к заблуждению и тьме, бегство... от добрых дел и направление к злу» (Idem. Die Vorlesung uber den Romerbrief Idem. WA. 1938. Bd. 56. S. 312) . Задачу человека Лютер видел в том, чтобы преодолеть З. и грех в себе самом и в мире, однако осуществляется это не силами человека, а благодаря помощи и поддержке Христа. Чтобы прибегнуть к такой поддержке, человек должен потерять всякую надежду на себя, свои силы и свою праведность, поэтому З. выполняет определенную положительную функцию, показывая человеку его ничтожность и слабость (WA. 1908. Bd. 25. S. 265) . Т. о., Бог никогда «не создает и не творит ничего злого» (Idem. Tischreden. 1913. Bd. 2. S. 298) , но пользуется злом и грехом (WA. 1908. Bd. 18. S. 709) , чтобы смирить человека. Когда же человек в смирении подчиняет себя Богу, «Христос прикасается к страдающему сердцу» и «всякое зло отступает» (Tischreden. 1883. Bd. 1. S. 488) .

Христос исцеляет бесноватого в стране Гадаринской. Миниатюра из Четвероевангелия царя Ивна Александра Болгарского. 1356 г. (Brit. lib. Add. 39627. Fol. 162r) По убеждению Ж. Кальвина ( 1509-1564 ) , в результате первородного греха все люди без различия стали подвержены З. и лишь Бог может освободить от него тех, кого пожелает: «Все страдают от одинаковой болезни, и выздоровления ( от З. и греха. - Д. С. ) достигают лишь те, кому Господь по Своему благоволению протягивает Свою целительную руку» (Ioannus Calvinus.)

Institutio Christianae religionis. II 5. 3 Opera omnia. Ser. 3. Bd. 2. Geneve, 2002 (. По мнению Кальвина, вся человеческая природа после греха Адама подчинена З., поэтому необходимо не просто исцелить ее, но воссоздать: «Все самое благородное и ценимое в нашей душе не только поражено) vulneratam (, но и... настолько извращено) corruptam (, что возникает потребность не просто в лечении, но в обретении новой природы) novam naturam induere (») Ibid. II 1. 9 (. По убеждению Кальвина, «всякий человек охвачен грехом», поэтому «все, что исходит от него, проникнуто грехом и подлежит осуждению») Ibidem (. Столь радикальное признание испорченности человека распространялось Кальвином и на человеческую волю, к-рую он, соглашаясь в этом с Лютером, считал не свободной) libera (, а рабской) serva (, и творящей лишь З., если ее прежде не освободил Бог: «Рабская воля...
  040   041   042   043   044   045   046   047   048   049  050   051   052   053   054   055   056   057   058   059   060
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

видел сатану спадшего неба как молнию миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского brit lib add fol 169r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера