ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и ...

  038   039   040   041   042   043   044   045   046   047  048   049   050   051   052   053   054   055   056   057   058
В начало текстаВ конец текста
Этот свет светит даже в душах осужденных на муки грешников и в злых духах, поскольку и у них «не прекращается ни естественное стремление к бытию, ни возражение голоса совести) synderesis (против зла») Ibid. Bd. 1 S. 634 (, однако их погруженность в З. делает восприятие света добра для них мучением) см. : Haas. 2007. S. 332-333 (.)

Прп. Антоний Великий, с житием. Икона. 1-я пол. XVII в. Иконописец Фрагиас Кавердзас ( коллекция П. Канелопулоса, Афины ) В нем. сочинениях Экхарта встречаются не вполне соответствующие христ. традиции элементы в трактовке З. и греха. Нек-рые его высказывания позволяют заключить, что Экхарт видел в грехе и З. прямое действие Промысла Божия, позволяющего человеку отпасть от Бога, чтобы затем вернуть его к Богу, но уже очищенного в результате переживания разделения с Создателем. Экхарт говорил даже о том, что Бог «хочет», чтобы человек грешил: «Бог в определенном смысле хочет, чтобы я сотворил грехи, и потому я не хочу не творить их, чтобы благодаря этому ( т. е. совершению греха. - Д. С. ) исполнилась воля Божия и на земле, то есть в преступлении (in missetat) , как на небе, то есть в доброделании (in woltat) . В таком же смысле человек хочет лишиться Бога ради Бога и быть отделенным от Бога ради Бога... » (Meister Eckhart.)

Die deutschen Werke. Stuttg., 1963. Bd. 5. S. 22 (. По-видимому, основанием для подобных высказываний служило убеждение Экхарта, что бытийное единство человека и Бога не может быть разрушено З. и грехом, а потому грех есть лишь испытание для человека, имеющее по необходимости благой конец) см. : Haas. 2007. S. 338-339 (. Учение Экхарта было воспринято и развито его последователем Иоганом Таулером) I 1361 (, к-рый в мистических трактатах и проповедях особое внимание уделял важности для человека познания собственной природы. З. должно быть обнаружено как нечто чуждое этой природе и отброшено как то, что уничтожает и опустошает человека. Поворот) conversio, ker (от самости к Богу - единственный способ победить З. внутри и вне человека) Ibid. S. 341-344 (.)

Связь самости и З. акцентировалась также в анонимном нем. мистическом трактате «Das buoch von dem grunde aller bosheit» (Книга об основании всякой злобности) , автор к-рой полагал, что основанием З. является направленность творения на само себя вместо Бога и ближних. Человеку, желающему освободиться от З. и греха, необходимо научиться направлять любовь вовне и отрекаться от своего эгоизма ( см. : Haas. 2007. S. 344-345 ) . Тему эгоизма как корня всякого З. развивал нем. мистик Генрих Сузо (I 1366) , отвечавший в «Книге истины» (Buchlein der Wahrheit) на вопрос о происхождении греха, злобности, диавола и т. п. след. образом: «Поскольку одаренное разумом творение должно быть погружено в созерцание Единого, однако [в действительности] оно остается обращенным вовне и смотрит неподобающим образом на свое собственное бытие (sinsheit) , то из этого и происходят диавол и всякая злобность (bozheit) » (Heinrich Seuse.)

При этом у Сузо и последующих мистиков все более сильным становилось акцентирование страдания как способа избавления от эгоизма и связанного с ним З. : добровольно принимая выпадающие на его долю страдания, человек аскетически упражняется в добродетели терпения и учится отрекаться от себя, приближаясь тем самым к Богу ( см. : Haas. 2007. S. 348-351 ) . Если человеку удалось такое приближение, то З. и грех, бывшие в его жизни, теряют свое злое содержание и становятся добром, поскольку они стали средством к спасению. От человека требуется лишь довериться Богу и не отчаиваться, даже впадая в грех, поскольку Бог не допустил бы этого, если бы не «желал, чтобы из этого вышло нечто лучшее» для человека ( см. : Meister Eckhart. )

Die deutschen Werke. Bd. 5. S. 232-235 (. В конечном счете Бог допускает любое З. лишь для того, чтобы человек «познал Его великое милосердие» и ответил на него большей любовью к Богу) Ibidem (. Лит. : Fronm u ller M. Die Lehre des Johannes Scot Eriugena vom Wesen des Bosen nach ihrem inneren Zusammenhang und mit Rucksicht auf eigene verwandte Systeme der neueren Zeit Tubinger Zschr. f. Theologie. 1830. H. 1. S. 48-89; H. 3. S. 74-105; Wagner F. Der Begriff des Guten und Bosen nach Thomas von Aquin und Bonaventura. Paderborn, 1913; Luckey H. Die Bestimmung von «gut» und «bose» bei Thomas von Aquin. Kassel, 1930; Dondaine A.)

Le «Liber de doubus principiis»: Un traite neo-manicheen du XIIIe siecle; suivi dun fragment de rituel cathare. R., 1939; Parente P.

Il male secondo la dottrina di S. Tommaso Acta Pont. Acad.
  038   039   040   041   042   043   044   045   046   047  048   049   050   051   052   053   054   055   056   057   058
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

видел сатану спадшего неба как молнию миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского brit lib add fol 169r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ЗЛО • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера