> Дело дня: Помогите ребёнку <

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031
В начало текстаВ конец текста
Затем Христос разъяснил эти слова ученикам: “Трудно богатому войти в Царство Небесное удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” ( Мф 19: 23–24 ) . Евангелист Марк уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не на Бога, а на материальные блага, — “надеющимся на богатство” ( Мк 10: 24 ) . Лишь “надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек” ( Пс 124: 1 ) .

Впрочем, и богатый может спастись, ибо “невозможное человекам возможно Богу” ( Лк 18: 27 ) . В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни — не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Апостол Павел призывает «памя­товать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”» ( Деян 20: 35 ) . Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчеркивает святой Иоанн Златоуст: “Не уделять из своего имущества есть также похищение”.

Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним. В то же время Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее. В двух из десяти заповедей Десятисловия прямо сказано об этом: “Не кради Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего” ( Исх 20: 15, 17 ) . В Новом Завете такое отношение к собственности сохранилось и приобрело более глубокое нравственное обоснование. В Евангелии об этом сказано так: “Заповеди не кради не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя” ( Рим 13: 9 ) .

VII. 3. Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как греховные явления — хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ.

Все большую значимость приобретает интеллектуальная собственность, объектами которой являются научные труды и изобретения, информационные технологии, художественные произведения и другие достижения творческой мысли.

Церковь приветствует творческий труд, направленный на благо общества, и осуждает нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность. Вообще отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены Церковью. Исключением может быть такое отторжение собственности на основе соответствующего закона, которое, будучи обусловлено интересами большинства людей, сопровождается справедливой компенсацией. Опыт отечественной истории показывает, что нарушение этих принципов неизбежно приводит к социальным потрясениям и страданиям людей.

В истории христианства объединение имущества и отказ от личных собственнических устремлений были характерны для многих общин. Такой характер имущественных отношений способствовал укреплению духовного единства верующих и во многих случаях был экономически эффективным, примером чему могут служить православные монастыри.

Однако отказ от частной собственности в первоапостольской общине ( Деян 4: 32 ) , а позднее в общежительных монастырях носил исключительно добровольный характер и был связан с личным духовным выбором. VII. 4. Особую форму собственности представляет имущество религиозных организаций. Она приобретается различными путями, однако основным компонентом ее формирования является добровольная жертва верующих людей. Согласно Священному Писанию, жертва является святой, то есть в прямом смысле принадлежащей Господу; жертвователь подает Богу, а не священнику ( Лев 27: 30, 1 Езд 8: 28 ) . Жертва — это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях ( Неем 10: 32 ) . Жертва призвана поддерживать не только служителей Церкви, но и весь народ Божий ( Флп 4: 14–18 ) . Жертва, как посвященная Богу, неприкосновенна, а всякий похищающий ее должен возвратить больше, чем похитил ( Лев 5: 14–15 ) .

Таким образом, пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, а потому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности, государственное налогообложение. Церковь заявляет, что если тот или иной ее доход носит предпринимательский характер, то он может быть облагаем налогами, но любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед людьми и Богом.

VIII. Война и мир VIII. 1. Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти ( Быт 4: 3–12 ) .
  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

икона божией матери муромская молятся даровании духа разума благочестия милосердия кротости чистоты правды сохранении града страны христианской день празднования апреля | день памяти благоверного князя александра невского митрополит павел возглавил соборное архиерейское богослужение александро-невском храме города минска | неделя 3-я пасхе святых жен-мироносиц богослужение александро-невском соборе кирова | свт алексий митр киевский всея руси благословляет зачатьевский мон-рь икона 2010 собор рождества пресв богородицы московском зачатьевском мон-ре | иаков благословляет своих сыновей миниатюра евангелия царя ивана александра болгарского 1356 add 39627 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера