«Вы – в сердцах наших, чтобы вместе умереть и вместе жить» (2 Кор. ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009
В начало текстаВ конец текста
Так, уже в «Послании патриарха Тихона о вступлении на патриарший престол Православной Российской церкви» от 18 (31) декабря 1917 года звучит призыв к верующим сплотиться, образовать из своей среды союзы и братства. А в «Послании патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и церкви православной» от 19 января (1 февраля) 1918 года говорится об особой роли в нынешних условиях «духовных союзов»: «А вы братие, архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых прав церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления» [24]. Очевидно, что в новых условиях церковная иерархия пытается опереться не на приход, созданный по территориальному признаку, связанный со стенами, которые легко было разрушить или отобрать, а на неформальные объединения христиан, собранные силой христианского воодушевления. После октябрьского переворота 1917 г. Церковь в России перестала быть государственной, закончился «константиновский» период церковной истории. Стали отходить в прошлое многие структуры, вызванные к жизни симфонией Церкви и государства, в том числе и приходы, возникшие как проекция на церковную жизнь государственно-административной структуры. Как писал проф. Н. А. Мещерский, член Александро-Невского братства, преподаватель богословского института в Петрограде, «создание братств – это реакция православного народа: если государство отказывает Церкви в поддержке, то народ должен взять это на себя» [25]. Только в Петрограде в 20-е годы активно действовало около 30 православных братств. В апреле 1922 года газета «Известия» писала: «В Петрограде свирепствует какая-то эпидемия братств, духовных кружков, подготовительных религиозно-схоластических школ. Духовенство обрабатывает этим путем молодежь... » [26]. Возникая в экстремальных ситуациях, братства не ограничивали свою деятельность защитой церковных святынь от поругания. Они брали на себя решение всех тех задач, которые до революции исполняли многообразные церковные структуры: учили детей Закону Божьему, хранили уставное богослужение, просвещали молодежь, издавали церковную литературу, помогали нуждающимся. Например, Союз-братство ревнителей и проповедников православия во главе с прот. Романом Медведем развернул в Москве широкую деятельность: лекции в различных аудиториях, собрания верующих для обсуждения животрепещущих проблем, издание апологетических брошюр. Более того в братствах совершались тайные постриги и сохранялась иноческая традиция, осуществлялась подготовка священников к служению. Безусловно, что братства оказались одной из самых оптимальных форм объединения верующих в условиях церковных гонений.

Хочется отметить, что от локальных задач (защита Лавры) и конкретных служений члены многих послереволюционных братств пришли к осознанию мистической природы братского единения. Так, один из руководителей Александро-Невского братства архим. Варлаам (Сацердотский) пишет из ссылки своим духовным чадам: «Момент соединения у нас в полной мере является в молитве, у Господа мы встречаемся, у Него обретаем силы на взаимное общение, исполненное любви» [27]. Дерзнем утверждать, что именно в братствах 20–30-х годов XX века в большей степени происходило восстановление эсхатологического опыта Церкви через восстановление личностности и соборности, возможно потому, что исторический момент, с которым было связано их возникновение, был наполнен знаками конца, и именно братства попытались дать духовный отпор бесам, разбушевавшимся в России. Братства, прежде всего внутри самих себя, стремились к преодолению ненавистной розни мира сего, выходили на борьбу со злом и грехом в человеке, Церкви и обществе.

Сщмч. Иннокентий (Тихонов) , как никто остро переживший эсхатологическую природу братства, писал: «Братство есть старая, но забытая и обновляемая форма церковной жизни. Оно есть жизнь Церкви в Церкви, которая не есть какое-то внешнее учреждение, но, напротив, семья наша, истинное единение наше во Христе…» [28]. «Кажется, все Господь возьмет от нас на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, самую Церковь, братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то все может быть спасено, а если оно утратится, то не будет и благодати христианской жизни» [29]. В 1932, а затем в 1937 гг. в результате массовых репрессий, направленных против руководителей братств и их членов, большинство братств были уничтожены. Немногочисленные исключения, подобные братствам еп. Макария (Опоцкого) существовали на глубоко нелегальном положении. Тем не менее, память о братствах, тяга к общей братской жизни сохранялись в Церкви и народе и разгорались при первой же возможности. Так, в 60-е годы Борисом Талантовым было создано Братство Вятских христиан. А в 1970-х годах берет свое начало общинно-братское движение, возглавляемое священником Георгием Кочетковым. Начало 90-х также было ознаменовано явлением ряда православных братств, и по сей день продолжающих свое существование. ВОПРОСЫ Несмотря на то, что «константиновский» период жизни Церкви завершился в нашей стране в 1917 г.,
  001   002   003   004   005   006  007   008   009
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

сердцах наших чтобы вместе умереть вместе жить кор явление братства православной церкви |

Источник текста


Постоянная ссылка: Вы – в сердцах наших, чтобы вместе умереть и вместе жить» (2 Кор. 7:3): явление братства в Православной церкви : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера