«Вы – в сердцах наших, чтобы вместе умереть и вместе жить» (2 Кор. ...

  001   002   003   004  005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста
Многие устроители братств в первую очередь ставили перед собой задачи материального вспомоществования нуждающимся, но вскоре обнаруживали, что «нравственная жизнь нашего народа требует серьезного исправления», что надо «раскрывать народу свойства истинной христианской любви». В эпоху, когда многие политические и общественные деятели ратовали за национальное возрождение России, ожидая его от экономических преобразований, политического превосходства, развития науки или народного просвещения, создатели братств стремились сохранить главное – душу народа, немыслимую без живых связей христианской любви.

Однако государство в тесном союзе с Синодальной Церковью было заинтересовано в том, чтобы регламентировать, ввести в официальные рамки отчасти стихийный процесс зарождения братств. 8 мая 1864 г. было Высочайше утверждено положениие Комитета министров«О правилах для утверждения православных церковных братств». Этими правилами братства ставились под строгий контроль как церковной, так и светской власти; им отводились строго определенные сферы деятельности, признанные полезными с точки зрения государства: противодействие посягательствам на права ПЦ со стороны иноверцев и раскольников; созидание и украшение православных храмов; дела христианской благотворительности; распространение и утверждение духовного просвещения. Никаких отступлений от утвержденных для братств правил не допускалось. В результате уже в 1864 г. о. Александр Гумилевский высказал опасения за внутреннее состояние, дух и смысл братской жизни: «Современные братства только принимают название " братства " , но мало заботятся о возрождении духа братства, заповеданного Спасителем. Мы должны заботиться о том, как воскресить в народе нашем дух истинно братской любви к своим собратьям, а не о том, как сформировать то или иное общество» [20]. К началу XX века, несмотря на общее увеличение численности братств [21], тенденция превращения их из собственно христианских сообществ в благотворительные или просветительные организации, несомненно, нарастала. В 1908 г. горячий апологет православных братств А. Папков писал: «Как ни полезно для русского народа приумножение нынешних братств, приходится признать, что нынешние братства мало походят на древние. Там было тесное общение старших и младших братчиков, а здесь весь ход дел сосредоточен в руках Совета, а остальная масса братчиков, давая Совету посильные материальные средства, остается совершенно вне текущих дел и не может быть названа собственно братчиками, а скорее жертвователями» [22]. Между тем экономический переворот, произошедший в России в 60-х гг. XIX века, привел к утверждению капиталистических отношений и такого строя жизни, в котором все меньше места оставалось христианским началам. В образованной среде активно распространялись нигилистические, атеистические воззрения. Как говорит героиня романа «Идиот»: «Все на выворот, все кверху ногами пошли... В Бога не веруют, во Христа не веруют».

В 1870-х годах в стране получает распространение коммюнитарное движение, иначе – движение интеллигентных земледельческих общин, участники которого стремятся к созданию таких условий, при которых не приходилось бы жертвовать своими моральными идеалами в борьбе за существование. Это попытка создания братских отношений вне Церкви, на основе высокого морального идеала, в большинстве случаев не была длительной и успешной, но она свидетельствовала о том, что поиск выхода из тупиков капиталистической системы хозяйства настойчиво искался на путях общинно-братской жизни.

Настоящим ответом на вызовы времени стало Крестовоздвиженское трудовое братство, созданное Н. Н. Неплюевым в 80-х гг. XIX в. Оно мыслилось его основателем, с одной стороны, как экономическое предприятие, позволявшее оградить созидательный труд от антихристианской экономической борьбы за существование, с другой – как братская община, созданная по примеру времен апостольских, в которой «искренно верующие христиане нашли бы возможность согласовать всю жизнь с верою, жить в единомыслии и единодушии с искренними братьями о Христе». Трудовое братство, созданное из крестьянских детей, наученных «думать и чувствовать по-христиански», было, безусловно, не забавой богатого барина, а плодом его заботы о русском народе, формой его ответственности за Россию, в которой он видел рассогласование строя «частной, общественной и государственной жизни с христианской верою». Неслучайно в 1904 г. Неплюев одним из немногих поднял вопрос национальном покаянии, в котором, с его точки зрения, нуждались все слои русского народа.

Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» устами старца Зосимы размышляет о состоянии современного ему мира: «Уверяют, что мир чем далее, тем более единится, слагается в братское общение, тем, что сокращает расстояния, передает по воздуху мысли. Увы, не верьте таковому способу единения людей… вместо служения братолюбию и человеческому единению впали напротив в отъединение и уединение… А потому в мире все более и более угасает мысль о служении человечеству, о братстве и целостности людей…» [23]. Вернуть миру надежду на возможность этого братского единения людей может, по Достоевскому, русский инок – «неверующий деятель у нас в России ничего не сделает, даже будь он искренен сердцем и умом гениален…».
  001   002   003   004  005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

сердцах наших чтобы вместе умереть вместе жить кор явление братства православной церкви |

Источник текста


Постоянная ссылка: Вы – в сердцах наших, чтобы вместе умереть и вместе жить» (2 Кор. 7:3): явление братства в Православной церкви : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера