«Вы – в сердцах наших, чтобы вместе умереть и вместе жить» (2 Кор. ...

  001   002   003  004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста


Как складывались в течение прошедших 25 лет отношения Преображенского братства и церковной иерархии? Церковная история свидетельствует о том, что напряжение в отношениях неизбежно, но может быть продуктивно преодолено. При каких условиях это возможно?

Проф. свящ. Георгий Кочетков: Должен сказать, что любое братство, будучи проявлением местной соборности, которая всегда должна поддерживать соборность, идущую сверху, сталкивается с противоречиями. Противоречия между проявлениями этих двух видов соборности существуют объективно. Соборность Церкви, к сожалению, плохо осознана самой Церковью. Это показывает вся история христианства. Поэтому новые проявления соборности в силу неразвитости церковного сознания в этой области всегда вызывали и будут вызывать напряжение. Не надо удивляться этому, это совершенно нормально. Всё новое вызывает напряжение. Новое творится не просто так, а потому, что старое слишком обветшало, потому что оно уже близко к уничтожению.

При этом надо помнить, что само церковное братство – это не только новое, это и возрождение лучших качеств старого. Это возрождение бывает необходимо, потому что история объективирует предание Церкви, традицию Церкви – остаются внешние формы, а внутреннее содержание, дух и смысл этих форм уходят. Люди забывают о них, или, что хуже, подменяют дух и смысл совершенно другими вещами, часто даже противоположными. Это касается и богослужения, и некоторых положений веры, и самой жизни Церкви – как принципов, так и практической стороны жизни людей. История Церкви очень богата на такие примеры. Но я думаю, здесь каждый вспомнит необходимый пример сам.

Соглашусь с тем, что напряжение между иерархией и неформальными движениями неизбежно. Но оно, действительно, может быть продуктивно преодолено при одном условии: с обеих сторон нужны добрая воля и желание в первую очередь служить Богу и Церкви. Люди всегда учитывают многие интересы и факторы своей жизни, но всё-таки в центре нашей жизни должен стоять Господь и, следовательно, Его Церковь в духовно-мистическом смысле – то, что мы называем Церковью с большой буквы. Тогда легко будет преодолеть и напряжение с иерархией.

Хотя исторических примеров здесь вспоминается немного, но они есть. Достаточно привести случай с архимандритом Сергием (Савельевым) и его общиной. В XX веке, в условиях жесточайших гонений на Церковь, когда действовал закон «больше двух или трёх не собираться», среди этих «двоих-троих» во Христе иногда возникали братские и общинные отношения. Одной из таких общин была община архимандрита Сергия (Савельева) . Самого его рукоположили в лагере, и это не было никак документально засвидетельствовано. Но сразу после Второй мировой войны Патриарх Алексий (Симанский) все это мудро разрешил, признав «сан» о. Сергия по личному свидетельству о. Николая Колчицкого, который посетил общину и увидел ее строй и дух.

Братства в России после отмены крепостного права Вторая волна братского движения поднялась в России в 60-х годах XIX века. После отмены крепостного права братства стали появляться как грибы после дождя.

Импульсом для развития братского движения стала общая атмосфера в стране, вступившей в эпоху великих реформ, и появление большого числа свободных крестьян, которые, с одной стороны, получили больше возможностей для проявления своей религиозности, с другой – явно нуждались в заботе образованных классов. Священник петербургской Христорождественской церкви на Песках Александр Гумилевский именно этим обосновывал необходимость создания первого в столице братства: «Теперь у русского крестьянина вдруг сделалось и свободного времени и свободных денег больше, чем было прежде. Нельзя надеяться, чтобы он употребил их как следует, если не помогут высшие классы, дворянство и духовенство… тут законодательство совершенно бессильно…» [18]. В первую очередь братства возникали в городах, население которых увеличилось после крестьянской реформы почти вдовое. Переселяясь в города, крестьяне теряли привычный уклад жизни, отрывались от крестьянской общины, часто пополняли ряды городских нищих. Братства давали возможность людям, утратившим привычные связи, обрести новые возможности для христианского общения и простую человеческую поддержку. Так, свящ. Александр Гумилевский, создавая в 1863 г. Приходское Христорождественское братство, ставил перед собой цель устроить приход как христианскую общину, проникнутую любовью ко Христу, пробудить в прихожанах христианскую любовь и потребность заботы о бедных: «Членов братства соединяли в одну семью не исповедные списки, а самое дело, которое, как дело христианское, должно было быть свободным, бескорыстным и самоотверженным» [19]. Восстанавливая институт «братств», Гумилевский обращался к примерам братств Юго-Западной Руси и к опыту ранней Церкви. Так, например, он создал братскую общину сестер, служащих братству, по примеру древних православных диаконис; восстановил «способ благотворения, который издревле употреблялся в христианской церкви» – «вечери любви» (агапы) или «братские обеды» для бедных и нищих.

Собирающей энергией для братств 1860-х годов стала «бескорыстная, ради единой любви ко Христу деятельность», или, как бы мы сегодня сказали, служение.
  001   002   003  004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

сердцах наших чтобы вместе умереть вместе жить кор явление братства православной церкви |

Источник текста


Постоянная ссылка: Вы – в сердцах наших, чтобы вместе умереть и вместе жить» (2 Кор. 7:3): явление братства в Православной церкви : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера