> Дело дня: Помогите ребёнку <

Из Бесед на Евангелие от Матфея - читать, скачать - святитель ...

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
. глаголя: востав поими Отроча и матерь Его, и иди в землю Израилеву, изомроша бо ищущии души Отрочате Искавшие умертвить Иисуса были Царь Ирод и сын его Антипатр. Но Антипатр умер, пронзенный мечем в темнице; потому что уличен был в злоумышлении против братьев своих Александра и Аристовула и в намерении отравить их. Сам же Ирод окончил жизнь после того, как тело его поражено было многими и различными болезнями. У него были: 1 ( жар сильнее, нежели в печи; 2 ) по всей поверхности тела нестерпимый зуд; 3 (боли во внутренностях, повторявшиеся часто; 4) в ногах опухоль, как у страждущего водяною болезнью; 5 ( воспалительное вздутие чрева; 6 ) в срамных членах гнилость, зарождающая червей; 7 (а сверх того, мог он дышать только в прямом положении тела; 8) страдал одышкою и 9 (во всех членах судорогами. И таких болезней было числом девять. А жар сильнее, нежели в печи, был у него оттого, что страсти распаляли его к беззаконному прелюбодеянию; и нестерпимый зуд оттого, что верил учителям, которые обманывали, лаская слух его; и частые боли во внутренностях оттого, что не воспевал: «благослови душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое его») Псал. 102, 1 (; и опухоль в ногах, как у страждущего водяною болезнью, оттого, что уничижал чистую и невозмущенную воду Источника, текущего в жизнь вечную; и воспалительное вздутие чрева оттого, что не воздерживал себя в воспламенении гнева, не был милосерд к подвластным. В срамных членах его зарождались черви, потому что в непотребствах соревновал женонеистовым коням. Мог дышать в прямом только положении тела; потому что не утренневал для поклонения Господу, давшему царский ему сан. Страдал он одышкою; потому что дышал не миром любви, но зловонием скрытной брани. Все члены его как бы расступались от корчей; потому что растерзал он всех детей Вифлеемских. Какою мерою меряет кто, такою же и ему, по справедливости, возмеривается свыше. «Имиже кто согрешает, сими и мучится») Прем. 11, 17 (. Об этом Ироде говорит Иосиф, что был он родом по отце идумеянин, а по матери аравитянин. Африкан же и другие, подобно ему входившие в точное исследование, утверждают, что он сын Антипатров, что Антипатр имел отцом Ирода Аскалонита, священнослужителя в Аполлоновом храме, что сын Иродов Антипатр в детстве пленен был разбойниками идумеянами, и что отец Ирод не мог дать за него выкупа, почему, воспитанный в идумейских нравах, почитаем он был идумеянином, хотя родом был Аскалонит. Умер же Ирод в сорок пятом году Августова царствования, в консульство Силуана, в восьмой день январских календ. «Востав поими отроча». В этих словах заключается строгое обличение нечестью Аполлинария, который утверждал, что Христос не восприял разумной души, восприял же одно тело без души и разума.)

Потому что очистивший сердце свое от всякого страстного расположения в собственной лепоте своей видит образ Божия естества. А душевная чистота достаточна к тому, чтобы, как в зеркале, изображать в себе Бога.

А если сказано: «никтоже чист... от скверны, Аще и един день житие его» ( Иов. 14, 4, 5 ) ; то еретики не знают, что разумеется это о скверне естественной, какую младенец приносит с собою, исходя из матерней утробы. Потому и законописатель Моисей сказал, что жена рождающая нечиста; и родив мужеский пол, нечиста сорок дней, а родив женский пол, по причине большей удобоподвижности естества, нечиста восемьдесят дней ( Лев. 12, 2–5 ) . А если бы не было того, что содержится в законе Моисея, то естественный порядок дал бы доказательство с другой стороны. Какой грех может совершить младенец, имеющий лишь один день жизни? Прелюбодеяние? Конечно, нет; ибо он не силен еще в чувственной похоти. Блуд? также нет, ибо он чужд такого желания. Убийство? но он не в состоянии поднять смертельного орудия. Клятвопреступление? но он пока еще не способен к членораздельным звукам. Лихоимство? но он не имеет понятия ни о чужом имуществе, ни о собственном. Напротив, младенцы исполнены непамятозлобия; ибо, пока не возмужают, они умоляют, когда терпят побои, и не защищаются, когда подвергаются преследованиям. Почему и Господь сказал верующим в Него: «аще не обратитеся и будете яко дети, не внидите в царство небесное» ( Матф. 18, 3 ) . И так как младенцы не подвержены таким грехам, то какой же грех имеет дитя в первый день по рождении, кроме телесной, как сказали мы, скверны? Потому и не сказано: «никтоже чист от греха " (ἀπὸ άμαρτίας) , но сказано – от скверны (ἀπὸ ρ´ύπον) . Мф. 5: 28.
 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

иеронимом захаровым | часовня троицы живоначальной что больших лужниках | церковь захарии елисаветы керченском девичьем институте | аполлинария прп | часовня иконы божией матери неопалимая купина больших всегодичах |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Из Бесед на Евангелие от Матфея - читать, скачать - святитель Афанасий Великий
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера