Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина - читать, ...

  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014
В начало текстаВ конец текста
Таким способом смотрят святой Иоанн Дамаскин и вообще отцы Церкви на весь Ветхий Завет как на продолжающееся через поколения предуготовляемое призвание и избрание Божие ( ср. : Рим. 11: 7, 5 ) 18, или, другими словами, как на родословие Богородицы, из Которой рождается Спаситель мира Христос ( ПВ IV, 14; В, 3 ) , Спаситель прежде всего тех самых, которые составляют это родословие, и в конце – Спаситель и самой вершины этого родословия – Святой Девы 19, а через Нее уже и всего человечества.

3. Итак, Богородица, по святому Иоанну Дамаскину и вообще святым отцам, представляет Собой вершину и конец всего Ветхого Завета, и к Ней относятся все предызображения и все пророчества Ветхого Завета (В, 9–10) . Она есть вершина и плод всего ветхозаветного педагогического предуготовления человечества для принятия воплощенного Бога Спасителя. Поэтому именно совсем непозволительно и невозможно отделять Ее от рода Адамова, рода человеческого. Ибо, по словам Дамаскина, Адам есть и Ее прародитель и Она – «дочь Адама» ( А, 6; С, 2 ) и дочь Давида, «праотца и богоотца» (С, 2) , из корени которого Она родилась «по обещанию» ( В, 7; ПВ IV, 14 ) , соединяя в Себе священнический и царский корень (А, 6) .

Рождение Святой Девы Марии из «корене Иессеева» 20 (А, 3) , несмотря на чудесное, благодатию Божией разрешение неплодства Анны ( А, 2; В, 6–7 ) 21, не есть для Дамаскина никакое сверхприродное изъятие Пресвятой Девы из Ее рода, от Ее праотцев и богоотцев («дочь Давида» – А, 9) и от самого родоначальника Адама ( «дочь Адама» – А, 6; С, 2 ) . Наоборот, по словам Дамаскина, Богородица как «дочь древнего Адама» находится под «ответственностью отца» (τας πατρικας ευθ ύ νας – С, 2) как в отношении к Ее зачатию и рождению от родителей, так и в отношении к Ее смерти. Дева зачата из семени Иоакима (А, 2) во утробе Анны, то есть из природного общения брака 22 Иоакима и Анны ( А, 2; ПВ IV, 14 ) и «от земли имеет происхождение» (А, 2) , «тленное тело наследовавшая от Адама» (С, 8) . Так же в отношении смерти, Она умирает смертью человеческою (С, 15) 23. Как «дочь Адама», Она «из-за Адама предает тело земле» (D, 4) , и пречистая и блаженная душа Ее «природно разделяется» от нескверного и пречистого Ее тела, тело же «законному погребению предается» (В, 10) . Все это, конечно, недвусмысленно свидетельствует, что и Пресвятая Дева, как и все люди, унаследовала наследие первородного греха от праотца Адама 24, с ответственностью (αι ευθ ύ ναι) и последствиями его. Поэтому именно святой Иоанн Дамаскин совсем определенно говорит об очищении и освящении Святой Девы нашествием Духа Святого во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия. «Отец же предопределил Ее, пророки через Духа проповедали, освящающая же сила Духа нашествием своим очистила и освятила и как бы напоила Ее, и тогда Ты, Слово Отчее, вселился неописанно... » ( В, 4; ПВ III, 2 ) 25. Все это, конечно, не значит, что святой Иоанн Дамаскин не признает и не говорит о святости Пресвятой Богородицы, Наоборот, вместе со всей Православной Церковью он возносит и прославляет личную святость Богородицы, как мы это увидим ниже. Но это подлинное учение его, которое мы только что изложили, показывает, насколько этот православный во всем отец Церкви был далек от новейшей еретической «какодоксии» [злославия] Римской церкви о так называемом «непорочном зачатии» (immaculata conceptio) Святой Девы, то есть о Ее изъятии в рождении от первородного греха 26. Это новшество, чуждое Писанию и Преданию, догматизированное «непогрешимым» Ватиканом 27, самовольно отделяет Богоматерь Деву от Ее предков – прародителей и богородителей и от всего прочего человечества, отрицая тем весь смысл предуготовительной домостроительной истории Ветхого Завета. Этим также умаляются настоящее достоинство и личная святость Пресвятой Девы. Более того, этим ложным «догматом» подрывается вся действительность и истинность нашего спасения, ибо им отрицается единство природы человеческого рода и подвергается сомнению самое воистину спасительное воплощение Христово от подлинного представителя падшего человечества 28. Рассмотрим это более конкретно.

4. По Дамаскину, безгрешный Логос Божий принял человеческую природу, всего человека, чтобы его спасти, чтобы его соединить с Собой и таким способом обожить его: «Ибо Он весь воспринял всего меня и весь соединился со всем, чтобы даровать спасение целому (человеку) . Иначе то, что не было бы воспринято, осталось бы неисцеленным» (ПВ III, 6) . Это «восприятие» человека Ипостасью Бога Слова (точнее, нераздельное и неслиянное соединение и воипостазирование, – ПВ III, 2, 9, 22) обеспечивает постоянное и неразрушимое «второе общение» (δευτ έ ραν κοινων ί αν) , о котором говорит святой Иоанн Дамаскин, следуя Григорию Богослову 29. Это «второе общение» пришло после потери «первого с Богом общения» (А, 8) со стороны первого Адама, и, следовательно, Христос, придя в мир, нашел человека падшим и воспринял его всего, кроме, конечно, греха.
  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

икона пресвятой богородицы тихвинская воскресенской церкви новгорода | храмы введения храм пресвятой богородицы троицы живоначальной салтыкова моста новоблагословенной улице | икона пресвятой богородицы богородица пресвятые девы | святители кирилл иерусалимский андрей критский софроний иерусалимский икона xvi иконописец михаил дамаскин византийский музей афины | новгородский честь покрова пресв богородицы свт кирилла александрийского мон-рь |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина - читать, скачать - епископ Афанасий (Евтич)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера