Палея толковая, Палея толковая - читать, скачать

  319   320   321   322   323   324   325   326   327   328  329   330   331   332   333   334   335   336   337   338   339
В начало текстаВ конец текста
В предыдущем абзаце продолжительность лунного месяца определена в 27 полных и трети 28-го дня суток ( см. : коммент. 76 ) . Поэтому следом и вводится оговорка, что лунный месяц короче солнечного.

98 В христианской литературе распространено семиступенчатое деление возрастов человека: 1 (младенчество) несмышленность (, 2) отрочество (возбуждение страстей) , 3 (зрелое отрочество) приход в разум (, 4) юношество (зрелость, совпадающая с неистовой буестью) , 5 (средовек) совершенство (, 6) старчество (совершенство разума, сопряжённое с физическим утверждением) , 7 (смерть) дряхлость, болезни (. Возрасты уподобляются семи дням творения, семи дням пребывания Адама в раю, семитысячелетнему циклу мировой истории, которые прообразуют доктринальную схему перехода реального временного бытия в эсхатологическую вечность. История в глобальном смысле и человеческая жизнь в индивидуальном плане, согласно этой схеме, претерпевают состояния возникновения, развития, расцвета, упадка) см. : Шляпкин–1909. С. 9–11; Бондарь–1987. С. 82; ср. : Сказание о сотворении Адама. РГБ. Рум. № 257. Л. 174об. –175 (. Диалектика этапов человеческой жизни соотносилась с глобальным ходом истории, судьба мира) общий план (повторялась во множестве индивидуальных судеб) частный план (, воспроизводя ортодоксальную креационистско-финалистическую концепцию бытия. В нашем случае возрастные состояния уподобляются четырём сезонам. Природные аналоги ярко, просто и наглядно иллюстрируют состояния расцвета и упадка человеческой жизни. Но подобного рода аллегории объективно привносят в восприятие жизни элементы циклизма, генетически связанного с дохристианскими воззрениями. Уподобление возрастов сезонам обнаруживаем в древнерусской письменности в апокрифе «Галеново на Гиппократа», который в опосредованной форме воспроизводит четырёхступенчатую схему возрастного цикла. Господство в человеке одной из четырёх стихий, точнее соответствующей ей жидкости организма, поставлена в связь с сезоном года, а на этом основании оценивается физическое состояние организма на каждом из четырёх возрастных этапов, детство) весна (связывается с умножением крови, в период отрочества) лето (происходит умножение красной желчи, в зрелости) осень (умножается чёрная желчь, а старость) зима (сопровождается умножением флегмы. Медико-биологических и естественнонаучных рассуждений, восходящих к еретическим представлениям о глобальных причинно-следственных взаимосвязях мирового универсума, в Палее нет, но даже в присущей комментируемому отрывку нейтральной форме больше черт, типологически близких апокрифу, чем традиционной семичастной структуре возрастов. Можно говорить о воспроизведении в тексте архаических архетипов, положенных в основу образных уподоблений.)

99 Ср. с «Шестодневом»: РГБ. МДА. № 145. Л. 115б13–21. – Г. С. Б. 100 Архетипическая, общая с «Шестодневом» черта, восходящая к индоевропейской мифологии ( см. : РГБ. МДА. № 145. Л. 115а ) . В преданиях многих народов Луна сначала умирает, затем возрождается, кроме того, она связана с миром мёртвых ( см. : МНМ. Т. II. С. 79 ) . 101 Символическое толкование, при котором Луна изображает естество человека, в антиохийской традиции встречается у писателя-апологета св.

Феофила Антиохийского (II в.) : «... Солнце есть образ Бога, а Луна – человека. Если первое пребывает как бы неизменным и всегда совершенным, то Луна каждый месяц умаляется и как бы умирает, а потом вновь нарождается, символизируя будущее Воскресение. Светила светлые и блестящие – образы пророков, менее светлые – праведников, блуждающие и падающие – образ нечестивых и богоотступников» (Феофил–1978. С. 482) . Такую же символику употребляет Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» (Василий Великий–1900. С. 116–117) , откуда она скорее всего и попала в Палею. 102 Ср. : «Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе» ( 1 Кор. 15: 42–43 ) ; «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода» ( Ин. 12: 24 ) . – А. М. К. 103 Смысл тот, что всё совершающееся в природе символизирует собой жизнь человека, его рождение, возмужание, смерть и воскресение во Христе. Если язычник считал человека частью природы, подчинённым тому же закону смерти, что и остальная природа, то христианин видит в природе всего лишь символ природно-сверхприродной жизни человека, который, будучи частью природы, через таинства Церкви входит в метафизический план бытия – жизнь Божественную. Здесь же Составитель лаконично постулирует весьма важный эпистемологический принцип, утверждающий познаваемость мира. Хотя проблема познания в Палее формально не ставится, она является одной из ключевых, и принцип, применяемый Составителем, пронизывает всё произведение. С точки зрения установки на рациональную познаваемость мироздания, в древнерусской литературе присутствует целый пласт родственных Палее произведений. Сюда можно отнести «Изборник Святослава 1073 года», «Изборник 1076 года», «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств», «Успенский сборник XII–XIII вв. », а также распространённый на Руси общеславянский памятник «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского (Баранкова и др. –1997. С. 34) .
  319   320   321   322   323   324   325   326   327   328  329   330   331   332   333   334   335   336   337   338   339
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

пресвятая дева мария родилась время когда люди дошли таких пределов нравственного упадка при которых восстание казалось уже невозможным лучшие умы той эпохи сознавали часто открыто говорили что бог должен сойти мир чтобы исправить веру допустить поги | данное младенцу имя илия крепость господня определило всю его жизнь малых лет посвятил себя единому богу поселился пустыне проводил жизнь строгом посте богомыслии молитве призванный пророческому служению при израильском царе ахаве пророк стал пламенн | светлое явное нисхождение божие людям должно иметь радостное начало вводящее нам великий дар спасения таков есть настоящий праздник имеющий началом рождество богородицы концом соединение слова плотью это славнейшее всех чудес непрестанно возвещаемое | шествие праведных жен рай фрагмент композиции страшный суд роспись сев склона свода | аллегорическое изображение ханаанских городов захваченных фараоном шешонком рельеф храма амона карнаке 926–924 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Палея толковая, Палея толковая - читать, скачать
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера