ДРЕВО ИЕССЕЕВО - Древо


В начало текстаВ конец текста
и в иллюстрированных комментариях на Апокалипсис Беата Лиебанского (X в.) . В соответствии с различными текстами существуют многочисленные варианты композиции. Развитие шло по пути постепенного увеличения числа персонажей, включения в композицию сцен, связанных с пророчествами о воплощении Христа и Его искупительной жертве. В соотнесении персонажей и сюжетов раскрывается тема искупления греха первозданного Адама Вторым Адамом - Христом, в соответствии с ветхозаветными пророчествами Исаии и песнопениями служб, главным образом Рождества Христова. Древо, лоза соотносятся с райским древом и крестным древом, о чем говорил еще свт.

Кирилл Александрийский. На бронзовых вратах собора Сан-Дзено Маджоре в Вероне (1000) изображен спящий на ложе Иессей, над которым поднимается лоза, симметрично разделяющаяся на две ветви. В четырех завитках лозы представлены по пояс четыре праотца, в центре над ветвями восседает благословляющий Христос. Поза лежащего Иессея повторяет позу спящего Адама. В Лекционарии из Зигбурга [3] Иессей изображен мертвым, лежащим во гробе, сквозь который из земли произрастает дерево, несущее на семи ветвях, выходящих из цветка, голубей (семь даров Св. Духа) , что указывает на соотнесение древа Иессеева с райским древом и древом Животворящего Креста Господня. Эту тему в зап. богословии развивал Бернард Клервоский. В соответствии с пророчеством Исаии о Деве Марии, о Которой он говорит как об «отрасли от корня Иессеева» (Ис 11, 1) , в композицию " Древа Иессеева " было включено изображение Богоматери. Впервые полная генеалогия Христа дана в иллюстрации Евангелия царя Вратислава (Прага, 1085) с 54 полуфигурами, начиная от Авраама.

В восточнохристианском искусстве изображения " Древа Иессеева " известны с XII века. В византийском искусстве существует два варианта иконографии. В основе одного лежит родословие Христа по Евангелию от Матфея (напр., фрески в нартексе церкви апостолов Петра и Павла в Тырнове, кон. XV в., фрески испосницы Петра Коришского) до 1343 () . В другом варианте иконографии помимо изображений предков Христа представлены изображения пророков с развернутыми свитками пророчеств и отдельные сцены из Ветхого и Нового Заветов, соответствующие темам воплощения, рождения и искупительной жертвы Христа. В композицию могут быть также включены античные философы, поэты и сивиллы со свитками, содержащими пророчества о событиях Нового Завета.

Согласно описанию несохранившихся мозаик 1169 года в базилике Рождества Христова в Вифлееме, композиция " Древа Иессеева " состояла из изображений пророков, среди которых была помещена и сивилла, и предков Христа в медальонах. Руй Гонсалес де Клавихо (XV в.) в описании путешествия ко двору Тимура упоминает об изображении " Древа Иессеева " в портике монастыря Богородицы Перивлепты в Константинополе (XI в.) .

Лоза Неманичей. Фреска Дечанского монастыря, 1335-1350 гг. В XIII - XIV веках " Древо Иессеево " становится широко распространенной темой в росписях византийских храмов. Композиция обычно помещается на наружных стенах (башня монастыря в Студенице, Сербия, XIII в.) или в нартексе, где, как правило, располагаются циклы прообразовательного характера, «Страшный Суд», «Вселенские Соборы», а также портреты царей, ктиторов и местных святителей. В этом контексте " Древо Иессеево " отражает связь Ветхого и Нового Заветов, раскрывает в образах темы воплощения и спасительной жертвы Христа. В начале XIV века в искусстве Сербии по образцу " Древа Иессева " была создана композиция " Лоза Неманичей " , представляющая родословие сербских государей (церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320) .

, 1568 (и в наружных росписях церквей на территории Румынии) церковь св. Марии монастыря в Хуморе, 1535; вмч. Георгия в Сучаве, ок. 1532-1534; Благовещения в Молдовице, 1537; вмч. Георгия в с. Воронец, 1547; церковь Вознесения монастыря Сучевица, ок. 1600 (. Композиции делятся на семь ярусов. Над лежащим Иессеем изображаются ветхозаветные цари, начиная с Давида, по сторонам - пророки и праотцы, в т. ч. 12 сыновей Иакова, ветхозаветные прообразовательные сцены: «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеоново», «Помазание царя Давида», «Лествица Иакова» и др. - и новозаветные: «Рождество Христово», «Сретение», «Распятие», «Вознесение», представленные в сокращенных изводах. Помимо библейских и евангельских сцен в композицию включены иллюстрация к 84-му псалму «Правда с небес прииде», «Проклятие Иерусалима», «Благословение Вифлеема», пророчество сивиллы Южской, а также изображения античных философов.)

в 1405 г. (не сохр.) . Ныне существующая роспись на эту тему середины XVI в. представляет обширный цикл, расположенный на сводах северной и западной галерей, в котором помимо 14 ветхозаветных царей, пророков, античных мудрецов представлены 12 апостолов и апостолы из числа 70. Таким образом, " Древо Иессеево " дополнено композицией «Христос-лоза», называемой также «Собор апостолов» или «Союзом любви связуемые апостолы». Композиция в Благовещенском соборе близка к композиции росписей храмов Афона и Румынии. Изображения на стенах галерей князей из московского дома подчеркивают тему богоизбранности московских государей. В XVII в. эта тема получила развитие в росписи галерей Спасо-Преображенского собора

Mâle É. Lart religieux du XIIe siècle en France. P., 1922, 19988; Henry P. Larbre de Jessé dans les églises de Bukovine Mélanges de la Bibliothèque de lInstit. Français des Hautes Études en Roumanie. Bucarest, 1929. Vol. 2. P. 1-31; Ligtenberg R. De genealogie... Utrecht, 1929. ( Oudheidkudig Jaarboek. Ser. 3; Bd. 9 1 ) ; Watson A. The Early Iconographie of the Tree of Jesse. L., 1934; Réau. Iconographie. Vol. 2 2. P. 129-140; Schiller G. Ikonographie der christlichen Kunst. Gütersloh, 1966. Bd. 1. S. 23-33; Thomas A. Wurzel Jesse LCI. 1972; 1994. Bd. 4. Sp. 549-558; Taylor M. D. The Prophetic Scenes in the Tree of Jesse at Orvieto The Art Bull. N. Y., 1972. Vol. 54. P. 403-417; idem. A Historiated Tree of Jesse DOP. 1980 1981. Vol. 34 35. P. 125-176 (; Milanovic V. The Tree of Jesse in the Byzantine Mural Painting of the 13th and 14th Centuries: A Contribution to the Research of the Theme Зограф. 1989. Кн. 20. С. 48-59; Милановић В. Старозаветне теме и лоза Jесеjева Зидно сликарство манастира Дечана. Београд, 1995. С. 219-241; Качалова И. Я. Стенопись галерей Благовещенского собора Моск. Кремля ДРИ. СПб., 1995. [Вып. ]: Балканы. Русь. С. 411-437.)

В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

древо иессеево |

Источник текста


Постоянная ссылка: ДРЕВО ИЕССЕЕВО - Древо
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера