> Дело дня: Помогите ребёнку <

Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон - читать, ...

  001   002   003   004   005   006  007   008
В начало текстаВ конец текста
Этот эпитет, равно как и сам иконографический тип Богоматери, держащей на руках благословляющего младенца, никак не связаны с темой заступничества. Поэтому есть серьезные основания полагать, что изображение «Деисуса» было либо высечено на архитраве, либо же написано на доске, увенчивавшей темплон. Что же касается интерколумниев алтарной преграды, то, по всей видимости, они не были заполнены иконами. К аналогичному выводу склоняют также фрагменты алтарных преград Мистры – Митрополии и Перивлепты. И здесь на восточных столбах сохранились рельефные обрамления для икон, часть которых, возможно, была высечена из камня. Если иконы украшали темплон, то только его верхнюю часть. О характере таких икон дает представление превосходно сохранившийся «Деисус» XIII века в Пинакотеке Синайского монастыря. Он написан на одной длинной доске, размером 1, 66 X 0, 44 м. Полуфигуры Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя фланкируются полуфигурами апостолов Петра и Павла, четырех евангелистов и святых Георгия и Прок опия. Все изображения даны в углубленных арочках. Такие сильно вытянутые по горизонтали иконы обычно ставились на архитрав темплона не только провинциальных, но и столичных храмов.

Развитие алтарных преград в палеологовскую эпоху лучше всего можно проследить на примере сербских памятников, сохранившихся в относительно большом количестве. И в храме ВС. Георгия в Старом Нагоричине, и в Успенской церкви Студеницкого монастыря (конец XII века) , и в церкви Сопочанского монастыря (около 1265 года) , и в храме Богородицы в Матейче (середина XIV века) на восточных столбах сохранились остатки рельефных обрамлений некогда здесь находившихся икон Богоматери и Христа. Это говорит скорее за то, что первоначально в интерколумниях темплона не были предусмотрены иконы. Но в церкви св. вмч. Георгия такие иконы уже появляются, причем они написаны в технике фрески на тонких каменных стенках, возведенных в интерколумниях. Слева мы видим полуфигуру патрона храма св. Георгия, справа – Богоматерь с играющим младенцем (с сопроводительной надписью – «Пелагонитисса») . Как датировать это вторжение иконных изображений в интерколумнии темплона? Либо между 1313 и 1318 годами, когда церковь св. вмч. Георгия была радикально перестроена королем Милутинои и расписана, либо ближе к середине XIV века, что намного вероятнее. От этого и позднейшего времени сохранились алтарные преграды в церквах Дечанского монастыря и св. вмч. Димитрия в Марковом монастыре около Скопле. Здесь в интерколумниях уже находились иконы, часть которых до нас дошла (изображенные в рост Христос, Богоматерь с младенцем в типе «Умиления», Иоанн Предтеча, св. Николай и архангел Гавриил) . Дечанские иконы, необычные по своим размерам (1, 64 X 0, 56 м) , были специально выполнены для алтарной преграды, чтобы их можно было поставить в интерколумниях.

Таким образом, к середине XIV века проемы между колонками темплонов стали быстро заполняться иконами. Но на этом разрастание алтарной преграды не остановилось. Темплон начали наращивать и по вертикали, в результате чего мраморная алтарная преграда постепенно превратилась в простую подставку для икон. А это знаменовало рождение иконостаса.

Было бы наивно, как это делает Феличетти-Либенфельс, связывать чуть ли не все дошедшие до нас иконы XIV века с темплонами. Здесь уместно напомнить, что в описи от 1142 года в одной лишь церкви монастыря ВС. Пантелеимона на Афоне упоминается свыше 90 икон (sic!) . Иконопись была весьма разветвленным искусством, и иконы предназначались не только для постановки на темплоне, но и для размещения около столпов, вдоль стен и на специально для них сделанных подставках. Поэтому с темплонами можно связывать лишь те иконы, которые для этого подходят и по своей тематике, и по своей форме, и по своим размерам. Чаще всего это были иконы Богоматери и Христа, реже – иконы патрона храма и местного праздника. Они размещались в нижнем ряду, по сторонам от «святых врат». Их размер колеблется примерно от 1, 00 до 1, 58 м по высоте и от 0, 70–0, 90 до 1, 25 м по ширине. Над архитравом ставили иконы с изображением праздников, обычно небольшие по своим размерам (праздничные иконы из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде – 0, 46 X 0, 38 м) . Наконец, темплон завершал полуфигурный «Деисус», написанный либо на одной сильно вытянутой доске (такие иконы сохранились в церкви Вознесения в Мборье, в монастыре Зрза около Прилепа, в церкви св. Георгия в Корча, в Национальном музее в Охриде) , либо на отдельных досках (состоявший из одиннадцати икон деисусный чин в Хиландаре, 0, 99 X 0, 62–0, 74 м; написанный в Константинополе по специальному заказу Афанасия Высоцкого семичастный чин Высоцкого монастыря в Серпухове, 1, 45–1, 49 X 0, 93–1, 06 м) .
  001   002   003   004   005   006  007   008
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

спаситель предстоящими петром вмц ириной ярополком кнг ириной миниатюра кодекса гертруды 1078–1086 национальный археологический музей чивидале-дель-фриуле cod cxxxvi fol 10v | богоматерь пелагонитисса фреска алтарной преграды вмч георгия старо-нагоричино 1318 | алтарной преграды | алтарная преграда | прп варлаам роспись алтарной преграды успенского собора московского кремля 1482 мастер дионисий мастерская |

Источник текста


Постоянная ссылка: Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон - читать, скачать
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера