Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и ...

  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023
В начало текстаВ конец текста
От этого же времени мы имеем множество Евангелий с изображением одних евангелистов и несколько сирийских, коптских и армянских, иллюстрации которых ведут свое начало из той же Византии. В нашей характеристике этих памятников мы будем следовать намеченному порядку групп.

I. К первой группе относим те Евангелия, в которых все иконографическое содержание заключается лишь в четырех, пяти или шести миниатюрах; они служат по большей части как бы заглавными листами Евангелий или заставками. Выбор их делается применительно к особенностям содержания Евангелий, причем отдается преимущество темам, имеющим ближайшее отношение к церковным праздникам. Сюда относятся: 1 (греческое Евангелие национальной библиотеки в Париже XI в.) № 75 (. Перед Евангелием Матфея помещено изображение рождества Христова) л. 1 (, Марка – крещение Иисуса Христа) л. 95 (, Луки – благовещение Пресв. Богородицы) л. 153 (, Иоанна – воскресение Христово) л. 255 (. Бордье верно заметил, что все эти изображения превосходно нарисованы и обнаруживают силу экспрессии в движениях и физиономиях 19. Но с нашей точки зрения, заслуживает внимания само сочинение изображений: миниатюрист здесь не ограничивается передачей внешних подробностей событий, но сообщает им идеальный оттенок: в картины крещения и воскресения он вносит изображение неба с отверстыми вратами, в изображение рождества Христова – лик ангелов, славословящих родившегося Спасителя.)

2 (Евангелие ватиканской библиотеки 1128 г.) № 2 Urbin. (. Показателем времени происхождения его служит, помимо записи, также превосходная миниатюра на 19-м листе: представлен на троне Спаситель в лиловой тунике и голубом иматии; на Его плечи опираются руками стоящие сзади две женские фигуры в роскошных раззолоченных мантиях, в коронах, с распущенными волосами; одна из них по правую) от зрителя (сторону – олицетворение ἠ δικαιοσύνη, другая с левой стороны – ἠ ἐλεημοσύνη. Спаситель возлагает руки на двух стоящих ниже императоров Алексея и Иоанна Комненов, одетых в императорские раззолоченные одежды и диадемы с привесками: императоры держат лабары в правых руках и свитки в левых 20. Вышеупомянутые олицетворения относятся, прежде всего, к Спасителю, в лице которого сочетались милость и истина; в дальнейшем смысле – к императорам, как выражение важнейших качеств, требуемых царским званием. Миниатюр евангельского содержания четыре: перед Евангелием Матфея рождество Христово, Марка – крещение Иисуса Христа, Луки – рождество Иоанна Предтечи) по аналогии с рождеством Христовым перед Евангелием Матфея (, Иоанна – воскресение Иисуса Христа. Кроме того – три евангелиста: Матфей) пишет по-гречески (, Лука и Иоанн. В композициях миниатюр проходит та же черта идеализации, что и в предыдущем кодексе 21. 3) Ватиканское Евангелие XI-XII в. (Palat. gr. № 189) , 22 с четырьмя евангелистами и четырьмя изображениями евангельских событий, как в предыдущем кодексе. Формат рукописи очень мал (in 16°) , а потому и фигуры очень мелкие; иконографические темы не развиты, но лишь намечены в общих чертах. Колорит довольно свежий.

4 (К этой же группе относится греческое Евангелие XI-XII вв. , принадлежащее московской синодальной библиотеке) № 519 (, с изображением рождества Христова, крещения Иисуса Христа и благовещения Пресв. Богородицы и 5) грузинское Евангелие императорской публ. библ. (№ 298) с теми же изображениями, а также положения Иисуса Христа во гроб, распятия и преображения (Иоанн) . Этот прием иллюстрации находил свое применение и в памятниках русских позднейшего времени, с некоторыми, впрочем, отличиями.

6 (В Евангелии Ипатьевского монастыря 1603 года) № 1 (перед каждым евангелистом помещен особый лист миниатюр, но на каждой из них находится уже несколько изображений: перед Евангелием Матфея – родословие Иисуса Христа, рождество Христово, избиение младенцев, шествие в Египет, явление ангела пастырям и поклонение волхвов; Марка – проповедь Иоанна Предтечи, крещение и искушение Иисуса Христа, чудо умножения хлебов, преображение, вход Иисуса Христа в Иерусалим, вечеря в доме Симона Прокаженного, Тайная вечеря, снятие Иисуса Христа с креста и положение во гроб; Луки – рождество Иоанна Предтечи, благовещение, обрезание, сретение и медальонные изображения предков Иисуса Христа; Иоанна – Св. Троица, брак в Кане, изгнание торговцев из иерусалимского храма, беседа Иисуса Христа с Никодимом и самарянкой, исцеление расслабленного, явление Иисуса Христа ученикам на море Тивериадском, исцеление слепого и воскрешение Лазаря.)

Помимо этого, уже довольно широкого и хорошо подобранного цикла изображений на заглавных листах, предложен в конце Евангелия еще ряд изображений, относящихся к истории страданий Спасителя, начиная Тайной вечерей и кончая вознесением Иисуса Христа на небо. В этом последнем ряду изображений дан один из древнейших в России примеров специальной иллюстрации страстей Господних. Со стороны художественной миниатюры близко подходят к живописи в смысле академическом, что весьма естественно в русском памятнике XVII в. 7–8 (Два Четвероевангелия – одно Афоноиверского монастыря XI в.) № 1 (и другое Афонопантелеймонова XII в.) № 2 (совсем не имеют миниатюр в основном тексте; но находящиеся в конце этих кодексов евангельские чтения на важнейшие праздники церкви украшены изображениями.
  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

историко-статистические сведения санкт-петербургской епархии выпуск 1871 соборы церки с.-петербурге морской богоявленский николаевский собор сведения соборе его приходе | ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его | план древнего киева десятинная 989–996 2–5 дворцы старокиевской горе собор феодора 1128 церковь андрея янчина мон-ря 1086 ротонда вмц екатерины хii–хiii васильевская трехсвятительская 1183 воздвиженская 1215 софийские ворота кон софийский собор 1037 | исцеление хромого гроба святых бориса глеба вверху трапеза изяслава случаю сооружения новой церкви имя князей-страстотерпцев миниатюра сильвестровского сборника 2-я пол xiv ргада ф.381 151 | день памяти святителя николая чудотворца митрополит иларион совершил богослужение московском подворье православной церкви чешских земель словакии |

Источник текста


Постоянная ссылка: Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских - читать, скачать - Николай Васильевич Покровский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера