Происхождение иконостаса : Портал Богослов.Ru

  001   002   003  004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Изначально сюжеты имели символическое значение: павлины, чье мясо считалось нетленным, пьют из источника жизни; львы охраняют древо жизни. Однако в более позднюю эпоху они служили только декоративным элементом (фото 8) . Ни одно из этих средств украшения не может считаться иконой. То же относится и к символическим изображениям на архитраве – Христа, Божьей Матери, ангелов и святых. С начала VI века на архитравах появляются барельефы, углубления в которых заполняются разноцветной краской, наподобие клуазоне (перегородчатой эмали) . Павел Силенциарий пишет, что на алтарной преграде Собора Святой Софии были портретные изображения круглой или овальной формы. Точно не указано, как и где они были расположены, но если аналогия с консульским диптихом верна, они должны были бы располагаться в верхней части архитрава. Эта практика украшения архитрава резными изображениями святых продолжается и после Торжества православия. Она бы исчезла, если бы на архитраве стали бы располагать изображения, написанные красками.

Следует ли считать эти барельефы иконами? Все зависит от того, как понимать это слово. Живописное изображение святых или большого церковного праздника могло быть частью росписи храма. Поэтому они не обязательно были предметом особого почитания. В некоторых случаях это были ex votos (вотивные приношения) в форме мозаики или фресок. Они могли быть фиксированными и съемными и часто на них помещались портреты жертвователей или по крайней мере их имена. Практика вешать в церквях картины ex voto была в то время весьма распространенной. В базилике Святого Димитрия в Салониках сохранилась такая мозаика ex voto [xxix]. Интересно, что к началу VIII века их располагают все ниже и ближе к алтарю. В одном случае, возможно, исключительном, они уже проникают в алтарь (VI век) . В церкви Святого Виталия в городе Равенна находится мозаичная композиция, основной темой которой являются различные виды даров. На двух мозаиках изображены Юстиниан и Феодора, жертвующие церкви литургические сосуды [xxx]. Весьма вероятно, что иконоборчество было отчасти ответной реакцией на загромождение церквей изображениями поклонения частного характера. Однако борьба с подобной практикой не имела успеха, и после Торжества православия она возобновилась; в Каппадокии тому сохранились многие свидетельства. Например, в одной из пещерных церквей жертвователи изображены распростертыми у ног Христа [xxxi]. Но кроме этих ex votos, выполненных в виде мозаики или фресок, были и иконы на дереве. Многие из них были также ex voto. Их часто можно встретить в монастырях. Так, в монастыре в честь Божьей Матери «Елеусы» (Милостивой) в селе Велюса, согласно описи, проведенной в 1449 году, только в алтаре насчитывается около девяноста таких икон. Объясняется это довольно просто. Алтарь – самая священная часть храма, так как в нем совершается Евхаристия. Поэтому жертвователь желал, чтобы икона того святого, которого он почитает, с его собственным изображением, находилась как можно ближе ко Христу, присутствующему в Святых Дарах. Подобная религиозная психология была и у западных паломников, желающих войти в грот в Лурде, чтобы приблизиться к тому месту, где являлась Дева Мария.

Был, однако, особый вид икон, также являющихся предметом почитания, но на этот раз почитания всеобщего. Эти иконы почитались не только потому, что молитвы, обращенные к ним, сразу достигали прообраза, но также за то, что считались чудотворными. Такой иконой была Одигитрия. В Константинополе она хранилась в специальном ковчеге, но не всегда оставалась там. Время от времени ее вынимали из ковчега, устанавливали на три стойки, прикрепленные к шесту, и несли крестным ходом к монастырю Спаса Вседержителя [xxxii]. Таких икон было много; их можно было распознать по тому, что обычно на оборотной стороне был нарисован крест [xxxiii]. Проблема заключалась в том, где хранить эти иконы – не у всех был свой особый ковчег.

Патриарх-иконопочитатель Никифор в своем трактате «Antirrheticu s » повествует нам о том, что в его время – в начале IX века – иконы выставлялись перед алтарной преградой, на ее дверях и колоннах и даже перед престолом. Иконы ставили не для украшения храма, а для почитания, поскольку алтарь – место молитвы [xxxiv]. Очевидно, что иконы располагались в определенном порядке. Иконы, являющиеся предметом всеобщего почитания, должны были располагаться так, чтобы их было видно всем, и в то же время было необходимо защитить их от крайних проявлений почитания. Это достигалось двумя способами. Их прикрепляли по бокам балдахина. Такое расположение можно видеть на иллюстрации к главе о молитве в «Лествице» Иоанна Лествичника (фото 5) . Иконы можно было, разумеется, прикрепить очень надежно. Или же иконы располагали на специальной подставке по обе стороны от входа в алтарь, но за алтарной преградой, так, чтобы их было видно поверх панелей.
  001   002   003  004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

алтарным преградам | кафоликон мон-ря осиос лукас кон | иоанном грамматиком | дорогие братья сестры радостью сообщаем что воскресенье февраля 9.00 состоится богослужение возглавлять которое будет владыка пантелеимон | сщмч викентий роспись кафоликона мон-ря осиос лукас фокиде 1-я пол |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Происхождение иконостаса : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера