Происхождение иконостаса : Портал Богослов.Ru

  001   002  003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Затем император подходит к патриарху и совершает троекратное целование с ним, оставаясь с внешней стороны алтарной преграды. Это было бы невозможно, если бы перегородка между алтарем и нефом была высокой. Позднее плиты преграды стали называться στήθια, от слова στῆθος – « грудь ». Вывод очевиден – низкие секционные перегородки, сохранившиеся с древних времен, использовались для отделения алтарной части храма от нефа.

Они применялись и в византийской архитектуре среднего периода ( 864-1204 гг. ) [xx]. В это время алтарная часть уже не вдается в неф. Она располагается в центральной апсиде в восточной части храма и соединена с боковыми, северной и южной, апсидами, которые называются просфорной и дьяконской. Пример этого вида низкой перегородки с дверями по центру можно найти в иллюминированной рукописи «История» Иоанна Скилицы, в настоящее время хранящейся в Национальной библиотеке в Мадриде [xxi]. Рисунок иллюстрирует покушение на императора Льва VI Мудрого ( 886-912 гг. ) в церкви св. Мокия. Слева за схематично изображенным амвоном стоит группа придворных; справа патриарх с епископами служат литургию. Позади него в алтаре стоит император. Перед ними находится низкая перегородка с двумя дверями по центру. Эта миниатюра, возможно, является копией, сделанной в Сицилии с подлинника XI века. Подобную преграду можно видеть на мозаике храма святителя Михаила в Киеве, на которой изображен Христос, причащающий апостолов [xxii]. Этот храм был построен в 1108 г., а мозаика сложена в 1111-1112 гг. Однако самым ярким примером является миниатюра в Минологии Василия II, изображающая празднование освобождения апостола Петра из уз. Ее датируют примерно 1000 годом [xxiii]. На ней мы видим все элементы алтаря: скамейки для духовенства, низкие секции, разделенные столбиками, дверцы, а также балдахин (фото 7) . И хотя балдахин не является частью преграды, он, как будет видно далее, все же имеет существенное значение для того предмета, который мы рассматриваем.

Монументальные алтарные преграды, сохранившиеся до наших дней, обычно включают в себя архитрав, покоящийся на колоннах, идущих поперек передней части апсиды. Эти каменные конструкции иногда остаются на своем месте, но скрыты за классическим иконостасом, построенным позднее. Это имеет место во многих кафоликонах афонских монастырей [xxiv]. В 1930 году два французских византиниста Луи Брейе и Габриэль Мийе во время своего визита на Святую гору получили возможность заглянуть за иконостас и увидели остатки ранних алтарных преград. Брейе, в частности, отмечает их присутствие в Ивероне и Ксенофонте. Остатки таких преград сохранились также в пареклезии св. Николая Ватопедского монастыря и в храме Протата в Карье. Брейе заключает, что во время своего основания в кафоликонах старых афонских монастырей алтари были построены по этому образцу.

В качестве примеров можно привести и другие церкви. Самым ярким из них, возможно, является монастырь Осиос Лукас в Греции [xxv]. Иконы, прикрепленные к иконостасу, не относятся к первоначальной конструкции. Можно упомянуть еще о монастырях в Старо-Нагоричане и в Нерези в Македонии [xxvi]. Я бы отметил еще алтарную преграду в монастыре св. Неофита на Кипре [xxvii]. Здесь также скрыта старая алтарная преграда: в проем над плитами справа и слева от Царских врат установлены две иконы. Однако в этом скромном алтаре сохранились изначальные элементы, относящиеся ко времени основания монастыря в XII веке (фото 6) . Эти две иконы делают иконостас особенно интересным. Но об этом позже.

Таким образом, перед нами довольно ясная картина строения алтарной преграды в византийских церквях XI века: низкие плиты поперек апсиды и архитрав, покоящийся на колоннах. Было не принято устанавливать постоянную перегородку, полностью закрывающую алтарь от взглядов собравшихся на богослужение. Я знаю только один противоположный пример – церковь в Каппадокии [xxviii], но даже здесь в каменной перегородке проделаны отверстия; кроме того, эта алтарная преграда могла быть сооружена позднее. Тем не менее, с архитрава над перегородкой свисал занавес, который можно было закрыть, чтобы скрыть духовенство от взглядов мирян.

Физическое отношение икон к иконостасу Иконы ассоциировались с перегородкой, отделяющей алтарную часть храма от нефа, за многие столетия до того, как иконостас обрел свой классический вид. Но далеко не всякое изображение можно считать иконой. Мы уже отмечали, что даже секции решетчатых перегородок в базилике IV века в Тире были богато украшены резьбой. Листва и виноградные гроздья служили привычным украшением, как и монограммы. На плитах также изображались различные животные. Вкусы менялись; например, с IX века все чаще изображаются львы, олени, птицы, в частности, грифы. Например, в церкви на острове Торчелло, расположенном в Венецианской лагуне, плиты являют образец искусной византийской работы XI-XII веков.
  001   002  003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

алтарным преградам | сошествие мозаика мон-ря осиос лукас фокиде 30-е | владиславом грамматиком | рождество христово мозаика кафоликона мон-ря осиос лукас 30-е | сщмч дионисий ареопагит мозаика кафоликона мон-ря осиос лукас 30-е |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Происхождение иконостаса : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера