Происхождение иконостаса : Портал Богослов.Ru

  001  002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Их отделяет от императорской ложи невысокая решетчатая перегородка (фото 1) . Подобное устройство церкви можно найти в описании Евсевия Кесарийского базилики в Тире, построенной в IV веке [viii]. Он пишет, что в этой церкви были поставлены очень высокие троны. Далее стояли ряды скамеек для низшего духовенства, а в середине стоял алтарь. «Строитель огородил его решетками из дерева, с предельно искусной тонкостью украшенными, чтобы смотрящим представить удивительный вид» (Евсевий Кесарийский, «Церковная история», X4. 44) .

Описание Евсевия подтверждается находками археологов. Низкие перегородки, отделяющие духовенство от мирян, были весьма распространены в раннехристианских церквях, независимо от формы алтаря. Они могли располагаться между последними колоннами нефа, отделяя таким образом алтарь от остального помещения церкви. Или же алтарная часть могла быть независимым структурным элементом церкви. Подобное расположение было неизменным, когда церковь имела трансепт (поперечный неф) , и привычным в любой крупной базилике. Каждая секция перегородки отделялась от соседней низким столбиком. На западной стороне алтарной части, обращенной к народу, преграда могла иметь форму триумфальной арки. Вдоль передней части алтаря, а иногда и сбоку, мог располагаться ряд высоких колонн, поддерживающих архитрав [ix]. В качестве примера простого алтаря без колонн можно привести две римские церкви: выделяющуюся своей простой и строгой архитектурой церковь святой Сабины на холме Авентин и базилику святого Климента, в которой, несмотря на ее замысловатую архитектуру, находит яркое выражение простой выступающий алтарь, окруженный секционной перегородкой [x]. Очень возможно, что алтарь храма Святого Петра также был окружен барьером, увенчанным архитравом. Веским основанием для такого предположения может служить барельеф на раке из слоновой кости, найденной в городе Пула на полуострове Истрия [xi]. Усыпальница сильно повреждена (фото 2) . Однако можно разглядеть низкий барьер прямо под изогнутыми колоннами, увенчанными архитравом. Даже если это и не является изображением алтаря храма Святого Петра, этот барельеф все же дает нам ясное представление о том, как выглядел подобный алтарь. Арочные архитравы над входом в алтарь также известны на Западе, например, в часовне св. Просдоция в городе Падуя и в часовне Санта-Мария-Матер-Домини в городе Виченца [xii]. В Константинополе свидетельств намного меньше. Имеется, однако, пример выступающей алтарной части, представленной на миниатюре, иллюстрирующей рукопись бесед св. Григория Богослова IX века, хранящейся в Национальной библиотеке в Париже [xiii]. На ней секции ограждения поддерживаются низкими квадратными столбиками; здесь нет ни колонн, ни архитрава. Вполне возможно, что эта миниатюра является копией подлинника доиконоборческого периода, потому что этот вид алтаря после Торжества православия встречается редко.

В Соборе Святой Софии также выступающий алтарь. Много было попыток перестроить его внушительную алтарную преграду. Основным свидетельством этого является высокопарный стихотворный экфрасис Павла Силенциария [xiv]. К сожалению, сочиняя его, Павел не учел будущие достижения в области археологии, также как, впрочем, и паломники, оставившие свои воспоминания о посещении Константинополя. Паломники стремились поклониться иконам и святыням, присутствовать на богослужении, а не подробно изучить строение алтарной преграды. Например, Антоний Новгородский сообщает нам только то, что Царские врата оставались открытыми, когда пели заутреню [xv]. Однако из стихотворения Павла Силенциария ясно, что в Соборе св. Софии был архитрав по крайней мере в передней части алтаря. Он был достаточно широким, чтобы возжигатель свечей мог добраться до стоявших на архитраве светильников. Дважды по шесть серебряных колонн поддерживали этот архитрав. Почему дважды по шесть? Мне видится, потому что колонны были двойными. И это больше, чем предположение. В трифориях Святой Софии колонны тоже двойные. Кроме того, будучи двойными, они могли поддерживать широкий архитрав. Видимо, эти колонны стояли до нашествия крестоносцев в 1204 году. Одним ранним утром, как сообщает нам новгородский летописец, они выломали двери, ворвались в алтарь и разрушили двенадцать серебряных колонн [xvi]. Можно так же сразу отбросить несостоятельную теорию о том, что алтарная преграда в храме Св. Софии VI века напоминала классический иконостас. Эту теорию выдвинул в начале XX века немецкий ученый К. Холл; он сравнил алтарную преграду с древним просцениумом [xvii]. И хотя многие ученые ставят гипотезу К. Холла под сомнение, указывая на отсутствие археологических свидетельств того, что алтарь в VI веке был полностью отделен от нефа, ее иногда все же повторяют как вполне имеющую право на существование [xviii]. Есть свидетельства в пользу того, что в IX веке алтарная преграда Собора Святой Софии была построена по принятому в то время образцу. Об этом можно прочитать в другой «Книге церемоний», составленной императором Константином VII Порфирородным [xix]. В первой главе он описывает регламент, которому д о лжно следовать при участии императора в богослужении. Когда император и патриарх обмениваются приветственными поцелуями, патриарх стоит в правой части алтаря с внутренней стороны перегородки.
  001  002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

алтарным преградам | сошествие мозаика мон-ря осиос лукас фокиде 30-е | владиславом грамматиком | рождество христово мозаика кафоликона мон-ря осиос лукас 30-е | сщмч дионисий ареопагит мозаика кафоликона мон-ря осиос лукас 30-е |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Происхождение иконостаса : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера