Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного ...

 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Вопрос о состоянии и перспективах духовного образования в очередной раз выносится на рассмотрение Архиерейского Собора. Это естественно, потому что духовное образование занимает исключительно важное место в жизни Церкви. Подготовка пастырей и других церковных работников, развитие богословской науки — задачи, решаемые в стенах духовной школы, — в значительной мере определяют качество церковной жизни на далекую перспективу. Внимание Священноначалия к делу богословского образования объясняется также тем, что в истекшие десятилетия церковная жизнь, претерпела радикальные изменения, происходившие на фоне глубоких перемен в жизни общества. Эти изменения, а главное из них — обретение Церковью свободы, отразились и на духовном образовании, поставив перед ним новые задачи, открыв новые возможности и создавая новые трудности и проблемы.

Но говоря о динамичных переменах, мы не должны забывать и о том, что как Церковь при любых исторических переменах и катаклизмах в существе своем остается одной и той же, основанной на краеугольном камне Апостольского Предания, так и главная цель духовной школы остается всегда неизмененной. Церковная школа призвана прежде всего готовить добрых пастырей, призванных вести за собой народ Божий словом назидания, совершением Таинств, примером своей богоугодной жизни, приуготовляя пасомых к вхождению в вечную жизнь со Христом. А для этого сами пастыри, выпускники наших духовных школ, должны быть, по слову Евангелия «солью земли».

Фундаментальная цель духовного образования остается всегда неизменной, но радикально изменились масштабы церковного делания, и соответственно вся система духовного образования Русской Церкви пережила значительный количественный рост и серьезные качественные изменения.

В межсоборный период продолжался начавшийся в 1988 г. рост числа духовных школ и увеличение числа учащихся в них, хотя процесс этот не был уже столь бурным, как в первой половине 90-х годов. Ко времени Архиерейского Собора 1997 г. сеть духовных школ включала 5 Духовных Академий, Богословский Институт, 21 Духовную Семинарию, 23 Духовных училища и 6 пастырских курсов. За прошедшие с тех пор 3 года число Семинарий увеличилось на 6, в настоящее время их 27, количество Духовных училищ выросло с 21 до 27. Число Академий и пастырских курсов осталось неизменным. За этот период появились следующие преобразованные из Духовных училищ Семинарии: Владимирская, Ташкентская, Воронежская, Казанская, Самарская, Николо-Угрешская.

В эти годы были открыты или преобразованы из пастырских курсов следующие Духовные училища: Тульское, Тамбовское, Барнаульское, Саранское, Тюменское, Ивановское, Перервинское, Оренбургское, Нижегородское (в г. Выксе) .

Что же касается числа учащихся духовных школ, то в 1997 г., оно составляло 3700 лиц по стационару, включая учащихся регентских и иконописных школ при Духовных академиях и семинариях (без Украинской Православной Церкви, откуда не поступают сведения в Учебный Комитет) , а вместе с заочным сектором и экстернатом — 6400 человек. За межсоборный период оно увеличилось, составив в закончившемся, 1999 2000 учебном году, более 6000 тысяч по стационару (без Украинской Православной Церкви) . Общее число заочников и обучающихся по системе экстерната составило в истекшем учебном году 7300 студентов. При этом число выпускников духовных школ в 2000 году составило 1700 лиц, в том числе 600 — в священном сане.

В Московских Духовных Школах преподавание осуществляли в истекшем учебном году 101 преподаватель в том числе 9 профессоров, 10 доцентов, 6 докторов и 5 магистров. В 1999 2000 учебном году в Московских Духовных Школах обучалось 520 студентов по стационару, в том числе 155 в Академии, 365 в Семинарии, 113 в Регентской школе и 75 Иконописной школе. По заочному сектору и экстернату 232 в Академии и 539 Семинарии. В 2000 году Московские Духовные Школы закончило в совокупности 285 лиц, в том числе 12 священнослужителей по стационару. Преподавателями Московских Духовных школ подготовлен и опубликован ряд учебных пособий, а также богословских, церковно-исторических, религиозно-философских исследований.

В Санкт-Петербургских Духовных Школах трудится 83 преподавателя, в том числе 2 заслуженных профессора, 10 профессоров, 6 доцентов. В Санкт-Петербургских Духовных Школах в 1999 2000 учебном году обучалось по стационару 99 студентов в Академии, 230 в Семинарии, 95 в Регентской Школе, а также 29 в Иконописной школе. Кроме того по экстернату обучалось 65 студентов Академии и 67 в Семинарии. В 2000 году Санкт-Петербугские Духовные Школы закончило 131 лицо в том числе 44 священнослужителя. Преподаватели Санкт-Петербугских Духовных Школ помимо педагогического и пастырского служения, занимаются также научно-богословской деятельностью, публикуют книги и статьи, участвуют в научных конференциях.

Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт имеет 6 факультетов, дневное, вечернее, заочное и подготовительное отделения. При Институте действует Центр духовного образования военнослужащих. В Институте трудятся 314 преподавателей, совмещающих с преподаванием в ПСТБИ с педагогической деятельностью в МДА, МГУ и других учебных заведениях. В числе преподавателей 15 докторов.
 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

2306 икона божией матери боголюбская | 2303 икона божией матери 'блаженное чрево | 2302 икона божией матери 'благодатное небо | 2301 икона божией матери беседная | виборада миниатюра жития святых аббатства санкт-галлен 1430–1436 gallen 586 fol 230 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде Официальные документы Патриархия.ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера