Борьба за кормчую: государство, общество, Церковь в эпоху Патриарха ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста
~ Патриарх Никон и наследие святых отец: борьба за Кормчую ~ Святейший Патриарх был ревностным канонистом своего времени, что подтверждают не только его собственные труды, но и разрешительная 1682 г. грамота Иакова, Патриарха Константинопольского: «столп благочестия неколебаемый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший».

Откуду церковныя законы произошли суть? – спрашивает Святейший своих предерзителей и отвечает: свыше суть (разорение 26 вопроса–ответа) . И везде, где бы Никон ни говорил о церковных правилах, называет их не иначе, как Божественными. Кроме того, правила, на которые ссылается – все, как подмечает митр. Макарий, «полной и щедрой рукою черпал из Номоканона и других наших правовых источников». Так что знал Никон Кормчую не только основательно, но и почитал за Божественную, и, став Патриархом, предпринял неимоверные усилия по ее изданию, чтобы противопоставить введенному в употребление «Уложению». Не менее тогй знавший святоотеческие установления и их толкования, Святейший самым естественным образом жил в их контексте, что многожды подтверждается не только его поступками, но и той легкостью разорения всех обвинений, которые воздвигались на него протолкователями правил Церкви, и которые, в свою очередь, он называл сущими суетами 37. Принятое в 1649 г. «Уложение» стремилось установить «равный суд» для всех гражданских дел, не исключая и духовенства, подчиненного Монастырскому приказу, в котором рядом с церковными заседали и гражданские лица, постепенно вытесняющие первых. Духовенство неумолимо утрачивало свои судебные привилегии и подчинялось надзору воевод 38. В этих новых условиях Царь Алексей Михайлович все же был вынужден делать уступки и в пользу духовного (церковного) суда, и в пользу монастырских имуществ.

Житие Святейшего в ряду других документальных источников свидетельствует, что Никон не раз «докучал» Царю, чтобы тот «искоренил проклятую книгу» – Уложение 39; он даже не допускал судить духовных лиц в других приказах. «Гражданское законодательство, – по мнению Святейшего, – должно всегда согласоваться с божественными законами, т. к. суд в своем начале есть суд Божий, а не царский: он предан людям не человеком, но самим Богом, и ложных законодателей всегда постигает кара свыше (примеры из Священного Писания) . Правда, цари нередко преследовали посланников Божиих (Ирод, Нерон) , но за то их царства погибли и запустели. И разве не сбылось то же самое на нас? Все города Московского государства постигла моровая язва; сердце Царя смутилось; царское семейство не знало куда бежать. Господь обратил Москву и окрестные города в пустыню; души грешников погибли; ад отверз свои уста; множество славных, богатых и нищих приняли смерть. Так покарал Бог, отмщая за неправду и беззаконие»...

Представление о духовенстве в экклесиологическом аспекте у Никона сливается с понятием о Церкви, а поэтому духовенство должно занимать в государстве преимущественное положение – оно должно быть поставлено вне государственной зависимости. «Подчинение духовенства ведению разных приказов, – говорит Никон, – есть дело противное евангельским, апостольским и отеческим правилам, т. к. духовные лица должны быть наставниками, наставлениями которых все обязаны руководствоваться. Они не могут подлежать и суду Монастырского приказа, т. к. и там заседают светские лица. Равный суд, объявленный Уложением, ведет к тому, что духовенство должно подлежать наказаниям, которые определены для прочих лиц... Но такой суд, каждый из подсудимых, будь-то Патриарх, или митрополит, архиепископ, епископ, игумен, священник и до последнего причетника должны ни во что ставить – попрать закон, как древние мученики, храбро и мужественно боровшиеся против языческого закона. Где написано, чтобы царям, князьям, боярам, дьякам, судьям было возможно судить Патриарха, митрополитов, епископов, игуменов, попов, причетников? Бог грозно карает за посягательство на духовный чин (Саул, Иозия, Мануил, Комнин) . Царь имеет власть над царскими людьми, а духовные подлежат суду Божию, который должен быть в руках Патриарха. И всякий мирянин, который ввергает епископа в темницу, или бьет его, или вымышляет на него вину, да будет отлучен» 40. Относительно церковных имуществ Никон пишет: «Священническая часть - Божия часть, и потому отнятие у духовенства пожертвованных вещей и имуществ равняется похищению наследства Божия... За вмешательство Дафана и Авирона в дела скинии, их пожрала земля, потому что они не принадлежали к левитам; царь Иозия простер руку на кивот завета – и был поражен свыше. Так бывает и со всеми, кто посягает на принадлежность Церкви: патриарших, епископских и монастырских слобод мало взяли, а больше погубили своих; взяли тысячи, а погубили тьмы, то от междоyco6ия и мора, то от войн и других бедствий.
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

киевский митр исидор перед папой римским евгением миниатюра жития прп сергия радонежского 80-е нач 90-х xvi ргб 304/iii 334 | совет митр филиппа вел иоанна iii строительстве успенского собора московском кремле миниатюра лицевого летописного свода шумиловский том 2-я пол xvi рнб f.iv.232 | первый лист жития апостолов антиохийского патриарха макария iii xvii спбф ран 1227 131б | модель храма гроба господня дар архим никону минову иерусалимского патриарха паисия 1-я четв xvii иахмни | прп иаков железноборовский фрагмент иконы«преподобные макарий унженский иаков железноборовский 20-е xvii циам костромской епархии |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Борьба за кормчую: государство, общество, Церковь в эпоху Патриарха Никона Православие.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера