Источник текста

Избранные Жития святых, Июль - читать, скачать - епископ Александр (Милеант)


Июль Святитель Филипп Митрополит Московский 16 июля, 22 янв. ( 3 июля, 9 янв. по церк. кал. ) После радостных для отечества событий – завоевания казанского и астраханского царств в середине 16-го века наступило для русских людей тяжелое время. Царь Иоанн Васильевич после смерти своей кроткой жены Анастасии сделался мрачным и суровым. Подозревая подданных в измене, он окружил себя телохранителями, взял себе несколько городов и несколько улиц в Москве, как бы в особое владение (опри? чнину, в противоположность другим городам и улицам – зе? мщине) . Эти телохранители-опричники безнаказанно обижали и грабили мирных граждан. В это тяжелое для Руси время совершен был великий подвиг самопожертвования святителем Филиппом.

Святой Филипп (в мире Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Отец его Степан Иванович Колычев был очень любим великим князем Василием Ивановичем. Феодор был первенцем боярина и его богобоязненной супруги Варва? ры. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, “с сердечной любовью прилепился к богодухнове? нным книгам, ” отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. Ввиду своего высокого происхождения он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие произвели сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна.

По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Вопреки обычаям того времени он медлил жениться до 30-ти летнего возраста. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: “Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть” ( Матф. 4: 24 ) . Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и отправился в Солове? цкую обитель. Здесь в течение девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой поселянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена.

В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а еще больше – в нравственном отношении. Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах прежде непроходимых, завел скотный двор, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора – Успе? нский и Преображе? нский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, известное в дореволюционное время под именем Филипповой пустыни. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий пра? здность.

Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами он умолял Иоанна: “Не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого. ” Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к принятию митрополии. Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание.

В первое время святительства Филиппа (1567–1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но это продолжалось недолго. Опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но видя, что убеждения не помогают, решился действовать открыто.

21-го марта (1568 г.) в крестопоклонную неделю, перед началом литургии, митрополит стоял на возвышении посреди храма. Вдруг в церковь входит Иоанн с толпой опричников. Все они и сам царь были в высоких черных шлыках, в черных рясах, из под которых блестели ножи и кинжалы. Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: “Владыка святый! Царь требует твоего благословения. ” Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: “В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христианская. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет всё от руки твоей. ” Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: “Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость. ” “Царь благий, – ответил святитель, – напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаюсь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть. ” Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу до времени.

28-го июля, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия, святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход вокруг стен монастыря. Там был и царь в окружении опричников. Во время чтения Евангелия, святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской шапке, и указал на него Иоанну. Но виновный поспешил снять и спрятать шапку. Тогда опричники обвинили митрополита в том, будто он сказал неправду, с целью унизить царя перед народом. Иоанн велел судить Филиппа. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя, которому не дали возможности изобличить их, и он был осужден на лишение кафедры.

8-го ноября, в праздник архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе, и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявлялось, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определил ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и сказал: “Блаже? н его же избра? л и прия? л еси?, Го? споди, ” – и возвратил пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в тверской О? трочь монастырь.

Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Тайн. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. “Не кощунствуй, – сказал ему святой Филипп, – а делай то, зачем пришел. ” Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты ( 23-го декабря 1569 г. ) . Мощи святителя Филиппа почивали в московском Успенском соборе, который был свидетелем его величайшего подвига. Тропарь: Первопресто? льников прее? мниче, сто? лпе правосла? вия, и? стины побо? рниче, но? вый испове? дниче, святи? телю Фили? ппе, положи? вый душу за па? ству твою. Те? мже я? ко име? я дерзнове? ние ко Христу?, моли? за правосла? вныя лю? ди чту? щия досто? йно святу? ю па? мять твою. Святитель Андрей епископ острова Крита 17 июля (4 июля по церк. кал.) Святой Андрей был родом из Дама? ска (в Сирии) . Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией. На 14-ом году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Са? ввы Освяще? нного. Здесь он стал известен своей кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители святого Саввы он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.

В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён в диаконы при великой Софийской церкви и какое-то время руководил опекой сирот и престарелых.

Святой Андрей известен как проповедник и церковный поэт. Он составил многие вдохновенные молитвы и песнопения и написал Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом (“Андреево стояние”) . Написал он также канон на Рождество Христово и другие праздники, трипесцы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие Вербного воскресенья и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие молитвы. Тропарь: Пра? вило ве? ры и о? браз кро? тости, воздержа? ния учи? теля. Яви? тя ста? ду твоему? я? же веще? й и? стина; сего? ра? ди стяжа? л еси? смире? нием высо? кая, нището? ю бога? тая. О? тче, святи? телю Андре? е, моли? Христа? Бо? га спасти? ся душа? м на? шим. Святой Прокопий Христа ради юродивый 21 июля (8 июля по церк. кал.) Святой Прокопий был немцем католического вероисповедания, иностранным купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись красотой Православного богослужения, он принял Православие, раздал богатство нуждающимся и вступил иноком в обитель преподобного Варлаа? ма Хуты? нского под Новгородом. Через какое-то время, избегая известности, он удалился в город Устю? г. Здесь он избрал трудный подвиг юродства Христа ради, т. е. притворился безумным, чтобы приобрести совершенное смирение. Так он стал первым юродивым на Руси. Много скорбей пришлось вынести ему при выполнении своего трудного подвига. С 3-мя деревянными посохами в руках летом и зимой ходил он без обуви и в плохой одежде, ночуя часто на па? пертях или просто на земле. Принимая милостыню от сострадательных, он никогда ничего не брал от богачей, нажившихся неправдой, хотя был голоден и по нескольку дней оставался без всякой пищи.

Однажды во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, блаженный искал приюта. В домах его не принимали. Даже собаки, около которых он хотел погреться, убегали от него. Прокопий замерзал. Внезапно повеяло неземной теплотой, и ангел коснулся его лица. От этого блаженный согрелся и окреп. Об этом чуде блаженный поведал клирику соборного храма Симеону и просил не разглашать о том до его кончины.

За свои подвиги блаженный удостоился дара прозорливости. Однажды он поклонился трехлетней девочке и сказал ее родителям: “Вот мать великого святого. ” Она стала матерью святителя Стефана Пермского. В 1290-ом году блаженный в течение недели ходил по городу, призывая жителей каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содо? ма и Гомо? рры ( Быт. 19 -я гл. ) . Ему никто не верил. Вдруг на небе появилось зловещее облако. Оно все росло и росло, так что день превратился в ночь. Молнии сверкали, гром перекатывался, сотрясая стены зданий, так что не слышно было человеческих голосов. Настало предчувствие гибели. Жители бросились в соборный храм, где блаженный уже молился перед иконой Благовещения Богородицы. На глазах у всех совершилось чудо: по иконе потекло миро, в знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. Благоухание наполнило храм. Мира от чудотворной иконы натекло столько, что им наполнили церковные сосуды. Помазавшиеся им получали исцеления от разных болезней. После этого посвежел удушливый воздух и выглянуло солнце. В 20-ти верстах от Устю? га, в урочище Котовальском, тучи разразились градом и молниями. Град поломал вековой лес, не принеся, впрочем, вреда ни людям, ни скоту. В память избавления города от гибели было установлено празднование Устюжской иконы Божией Матери.

В беседе с благочестивыми людьми каждое слово и действие святого были наставлением и предостережением. Скончался праведный Прокопий в глубокой старости в 1303-ом году у ворот Архангельского монастыря. Над его могилой совершались многие чудеса. Записаны и явления угодника Божия. Тропарь: Просвети? вся Боже? ственною благода? тию богому? дре, и весь разум в се? рдце, от су? етнаго ми? ра сего? к Зижди? телю неукло? нно возложи? в, целому? дрием и мно? гим терпе? нием, во вре? менней жи? зни тече? ние до? бре сконча? л еси?, и ве? ру соблю? л еси? непоро? чну. Те? мже и по сме? рти яви? ся све? тлость жития? твоего? ; источа? еши бо чуде? с исто? чник неисчерпа? емый, ве? рою притека? ющим ко свято? му твоему? гробу?, Проко? пие всеблаже? нне, моли? Христа? Бо? га да спасе? т ду? ши на? ша. Преподобные Антоний и Феодосий 23 июля (10 июля по церк. кал.) Киево-Печерской лавры святой Анто? ний родился в начале 11-го века в городе Лю? бече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афо? н. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах большую духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался.

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларио? ном. Это было в 1051-ом году. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми прославился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преп. Феодосий.

Преподобный Феодо? сий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь. За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям.

Услышав однажды в церкви слова Господни: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня” ( Матф. 10: 37 ) , – он решился оставить и мать (отец уже умер) , и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. “Видишь ли чадо, – сказал ему Антоний, – пещера моя скромна и тесна. ” “Сам Бог привел меня к тебе, – ответил Феодосий, – буду исполнять то, что ты мне повелишь. ” Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12-ти, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затво? ре. Феодосий оставался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу царьградского Студи? йского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к дверям келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. Близ обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.

Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлебов заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение в развитии Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей пострижников Киево-Печерской обители особенно известны святые Лео? нтий и Иса? ия (епископы Ростовские) , Ни? фонт (епископ Новгородский) , преподобный Ку? кша (просветитель вятичей) , писатели преп. Не? стор Летописец и Си? мон. Тропарь: От мирска? го мяте? жа изше? д, отверже? нием же ми? ра Ева? нгельски Христу? после? довал еси?, и равноа? нгельное житие? пожи? в, в ти? хое приста? нище святы? я горы? Афо? на дости? гл еси?. Отоню? дуже (откуда) благослове? нием отце? в в го? ру Ки? ева прише? д, и та? мо трудолю? бно жизнь соверши? в, оте? чество свое? просвети? л еси?, и множе? ству мона? шествующих стезю? веду? щую к небе? сному Ца? рствию показа? в, Христу? сия? приве? л еси?, Его? же моли?, Анто? ние пра? ведне, да спасе? т ду? ши на? ша. Равноапостольная княгиня Ольга 24 июля (11 июля по церк. кал.) В 862-ом году новгородские славяне призвали на княжение Рю? рика. Двое из его сподвижников, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья на юге страны. На берегу Днепра они увидели Киев и завладели им. Отсюда в 866-ом году они сделали набег на Царьград (Константинополь) . Император Михаил III-й и патриарх Фо? тий обратились с молитвой к Богу и, после совершения всенощного богослужения во Влахе? рнском храме, вышли с крестным ходом на берег Босфо? ра. Во время крестного хода они погрузили ризу Богоматери в волны залива. Море, до этого спокойное, вдруг взволновалось и разбило суда ру? ссов. Много их погибло. Те, которые возвратились домой, были под особенным впечатлением поразившего их гнева Божия. (Событие это позже стало праздноваться, как Покров Божией Матери) .

Вскоре в Киев явился епископ из Греции и начал проповедовать руссам о Господе Спасителе и о чудесах Божиих, совершенных в Ветхом и Новом Завете. Руссы, услышав от него, что три отрока не сгорели в вавилонской печи? ( Дан. 3 -я гл. ) , остановили проповедника и сказали: “Если мы не увидим чего-нибудь подобного, то не поверим тебе. ” Епископ, помолившись Богу, решился положить святое Евангелие в огонь. Среди пламени оно осталось целым, не сотлели даже ленты, которыми заложены были в нем избранные для чтения места. Пораженные этим чудом, многие стали креститься. На могиле одного из этих христиан впоследствии была воздвигнута церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

После Рюрика Русью правил его родственник Олег. Он захватил Киев и совершил весьма успешный поход на Царьград (906 г.) , заключив после него выгодный для Руси торговый договор с греками. Сын Рюрика, Игорь, после новой войны в 945-ом году снова заключил с Царьградом торговый договор. Рассказывая об этом договоре, летописец упоминает, что княжеская дружина в Киеве клялась в его соблюдении: язычники – перед идолом Перуна, а христиане – в соборном храме святого Ильи. Таким образом при Игоре в Киеве, и даже в составе княжеской дружины, были христиане. Супруга Игоря, княгиня Ольга, отличалась красотой, светлым умом и целомудрием. Овдовев, она ввиду малолетства своего сына Святослава, правила Русской землей. Согласно летописи она была страшна и грозна врагам родной земли. Народ же любил ее и почитал, как мать, за ее милосердие, мудрость и справедливость. Никого она не обижала, судила праведно, наказания налагала с милосердием, любила нищих, престарелых и убогих. Она терпеливо выслушивала каждого, кто обращался к ней с просьбой, и все справедливые прошения охотно исполняла.

Когда же Святослав возмужал, княгиня Ольга смогла больше заниматься благотворительностью. Расположенная к христианству беседами с киевскими священниками, она познала достоинства святой веры над язычеством и решила принять крещение ( в 957-ом году ) . Древнее сказание говорит, что она для этого поехала в Константинополь, и что святое таинство совершал над ней патриарх Полие? вкт. Император же Константин Багряноро? дный был ее восприемником. В крещении святая Ольга была наименована Еленой. Став христианкой, она убеждала и своего сына принять христианство, но воинственный Святослав не последовал ее убеждениям. “Надо мной будет смеяться дружина, ” – говорил он. Впрочем он не запрещал своим подданным креститься. Возвратившись на родину, святая Ольга вся предалась подвигам христианского благочестия и делу распространения веры Христовой среди своих подданных. Ей приписывают построение деревянной церкви святой Софии в Киеве.

По сказанию древнего писателя, святая Ольга “разу? мевши Бога истинного, Творца? не? бу и земли, и приня? вши крещение, тре? бища бесо? вские (капища идолов) сокруши? и нача? жи? ти о Христе? Иису? се, возлюби? вши Бога всем сердцем всей душе? ю и по? йде вслед Го? спода Бога, всеми до? брыми де? лы освети? вшися, наги? я одева? ющи, жа? ждныя напоя? ющи и стра? нныя (странников) упокоява? ющи, ни? щия и вдовицы и си? роты, вся ми? лующи и потре? бу (все нужное) даю? щи вся? ку, с ти? хостью и любовью сердца. ” Скончалась святая Ольга в 969-ом году. Мощи ее были обретены нетленными при князе Владимире, который и положил их в Десятинном храме. Это был первый случай открытия мощей на Руси. Впоследствии (до нашествия монголов) Бог чудесами прославил мощи княгини Ольги, и она была причислена к лику святых. Тропарь: Крыла? ми богоразу? мия впери? вши твой ум, возлете? ла еси? превы? ше ви? димыя тва? ри: взыска? вши Бога и Творца? вся? ческих, и Того? обре? тши, па? ки рожде? ние креще? нием прия? ла еси? : дре? ва живо? тнаго наслажда? ющися, нетле? нна во ве? ки пребыва? еши, О? льго присносла? вная. Равноапостольный князь Владимир и крещение Руси 28 июля (15 июля по церк. кал.) Князь Владимир был сыном Святосла? ва от древлянской княжны Малу? ши. Родился он в 963-ом году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972-ом году князь Владимир стал править Новгородом. В 980-ом году в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Яропо? лк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было 5 жен и многочисленные наложницы. На киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой; немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал их об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: “Мы не знали, – говорили они потом Владимиру, – на земле мы стояли или на небе. ” А бояре тут же ему заметили: “Если бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей. ” Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсоне? с. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: “Теперь я познал истинного Бога! ” Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Креща? тика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них, идол Перу? н, был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедь ю. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: “Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли. ” В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. Первый киевский митрополит Михаил в 990 г. прибыл сюда с шестью епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала ниспровергли идола Перуна, как и в Киеве влачили по земле и ввергли в реку Во? лхов; после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении 4 епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго держалось в Ростове, так что первые два епископа Ростовские, святые Фео? дор и Иларио? н, после многих усилий в борьбе с язычеством вынуждены были оставить свою кафедру. Для искоренения язычества и утверждения святой веры много здесь потрудились святые епископы Лео? нтий и Иса? ия и преподобный Амвро? сий, архимандрит основанной им Ростовской обители.

В 992-ом году святая вера была насаждена в Су? здальском крае. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились.

Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, заботились о распространении и утверждении христианства в подвластных им областях. Так в 10-м веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля, святая вера была насаждена в городах Му? роме, По? лоцке, Владимире-Волы? нском, Смоле? нске, Пско? ве, Лу? цке, Тьмутаракане и в земле древлянской. Впоследствии в пределах страны вятичей (в дальнейшем Курская, Орловская, Тульская и Калужская губернии) много потрудился для евангельской проповеди преподобный Кукша, инок Печерской обители, который принял от язычников мученическую смерть.

Вообще христианская вера в первое время распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство.

Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами – проповедью, убеждением (а не огнем и мечем, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.

От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на окраинах Руси. Так, в 10–13-ом веках начали принимать крещение некоторые из финских племен (Ижо? ра и Коре? ла) , чудь, череми? сы и вотя? ки, инородцы вологодского края и др. В начале 13-го века воздвигнут был на берегах Волги и Оки? Нижний-Новгород как крепкий оплот Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.

На западе России распространение православной веры встретилось с другим сильным влиянием, которое шло от Римско-католической церкви. В Финляндии проповедовали латинские миссионеры из Швеции. На юг от финского залива сначала утвердилось Православие, но впоследствии сюда проникли латинские миссионеры из Дании. В конце 12-го века в Ливонии основался латинский орден меченосцев, который противодействовал и русскому влиянию и успехам Православия. В Литве Православная вера стала распространяться еще в 12-ом веке из соседних русских поселений. В 13-ом веке, когда литовские князья овладели русскими городами (Новогрудком, Склонимом, Брестом) , некоторые из них приняли крещение.

Успехам святой веры в особенности способствовала в 14-ом веке мученическая кончина за нее трех придворных вельмож литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя литовского княжества) , а именно святых Антония, Иоанна и Евстафия. Но в конце того же века Литва и подчиненная ей православная западная Русь соединились с католической Польшей. После этого большие усилия Римских пап направляются к тому, чтобы, во-первых, отделить юго-западные епархии от единой Российской церкви, а во-вторых, ввести здесь так называемую литовскую у? нию.

Влияние христианства на жизнь русских людей. Вера Христова сразу же после ее принятия начала оказывать благотворное влияние на жизнь наших предков. В обществе начали утверждаться христианские обычаи. Так, например: частые молитвы, благотворительность, путешествия к святым местам и др. Благотворное действие христианства на сердца и нравы в особенности обнаружилось в жизни некоторых отдельных личностей того времени. Князь Владимир в язычестве предавался различным порокам, отличался жестокостью. Христианская вера совершенно переродила его. Он стал воздержанным, целомудренным, сострадательным к нищим и убогим. В своем дворце он раздавал ежедневно милостыню бедным, а для убогих и больных велел развозить по домам все необходимое для их пропитания. Владимир-христианин даже боялся казнить злодеев и спрашивал у епископов, нет ли в этом греха. Святые мученики Борис и Глеб, дети Владимира, были образцом христианского благочестия. Из русских митрополитов известны святостью жизни Михаил, Иларион и другие. Особенно много примеров святой жизни явило монашество.

Благотворному влиянию христианства на жизнь и нравы русского народа содействовало развитие у нас духовного просвещения, учреждение школ и развитие духовной письменности.

В особенности заботились о христианском просвещении народа архипастыри и князья. По совету первосвятителя Русской Церкви – митрополита Михаила, великий князь Владимир организовал училища в Киеве и в других русских городах. Митрополит Михаил и сам призывал учителей к себе и наставлял их, как они должны обращаться с детьми. Сын князя Владимира, Ярослав Мудрый, строя церкви по городам и селам, велел везде обучать народ, а в Новгороде устроил школу для 300 детей. Сам он, по словам летописца, читал книги “день и ночь” и собирал вокруг себя ”писцов многих, ” которые переписывали книги, а иногда и переводили их с греческого языка на славянский. Примеру Владимира и Ярослава следовали и их преемники, а также духовенство и иноки. В монастырях на книжное дело смотрели, как на дело Божие, а потому некоторые из монахов все свободное от молитвы время посвящали переписыванию книг и переводу их. Случалось, что для списывания книг монахи путешествовали даже на Восток – в Константинополь и на Афон.

Заботясь о христианском просвещении народа, архипастыри и пастыри Русской церкви старались также и о том, чтобы утвердить в Русской земле гражданский порядок на незыблемых основах христианского учения. Особенно благотворно было их влияние в бедственные времена княжеских междоусобиц. Митрополиты или сами старались прекращать споры князей, или для этого посылали к князьям епископов. Среди удельных междоусобиц и разделений наша иерархия оставалась единой, нераздельной и это единство много содействовало объединению Русской страны. Тропарь: Уподо? бился еси? купцу?, и? щущему до? браго би? сера, славнодержа? вне Влади? мире, на высоте? стола? се? дя ма? тере градо? в, богоспаса? емого Ки? ева, испыту? я же и посыла? я к ца? рскому гра? ду уве? дети Правосла? вную ве? ру, обре? л еси? бесце? нный би? сер Христа?, избравше? го тебя? я? ко втора? го Па? вла и отря? сшаго слепоту? во святе? й купе? ли душе? вную вку? пе и теле? сную. Те? мже пра? зднуем твое? успе? ние лю? дие твои? су? ще. Моли? спасти? ся стра? не твое? й Росси? йстей и пода? ти правосла? вным лю? дем мир и ве? лию ми? лость.

Великомученица Марина 30 июля (17 июля по церк. кал.) Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской (в Малой Азии, ныне Турции) . Отец ее был языческим жрецом. От своей кормилицы святая Марина узнала о христианской вере. В то время император Диоклетиа? н (284–305 гг.) воздвиг гонение на христиан, так что многие христиане вынуждены были скрываться в пещерах и пустынях. Когда Марине исполнилось двенадцать лет, она приняла крещение. Узнав об этом, ее отец отрекся от нее.

Как-то в возрасте пятнадцати лет Марина пасла овец. Правитель той области (епа? рх) , проезжая мимо, был очарован ее красотой и сделал ей предложение, выйти за него замуж. Марина не скрыла, что она христианка. Тогда правитель отдал ее на попечение одной знатной женщины, надеясь, что та уговорит девушку отречься от Христа. Но Марина отвергла это и отказалась принести жертву идолам.

Тогда ее подвергли разным истязаниям: ее секли прутьями, строгали тело ее трезубцами, вбивали в нее гвозди, жгли огнем. При виде таких страданий девушки народ плакал от жалости. Благодать Божия исцелила Марину от ран, но мучители не вразумились чудом. На следующий день ее снова обжигали, затем стали топить в большой бочке. В это время пыток содрогнулась земля, с рук Марины спали оковы, над ее головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал казнить Марину и тех, кто уверовал во Христа. В тот день вместе с ней обезглавили 15000 человек. Очевидец Феотим описал ее страдания. Мощи великомученицы Марины хранились в Константинополе до взятия города крестоносцами в 1204-ом году. Рука святой Марины находится на Афоне в Ватопедском монастыре. Западная церковь чтит Марину, называя ее Маргаритой Антиохийской. Многие храмы посвящены ее имени. Кондак: Де? вства добро? тами преиспещре? на де? во, нетле? нными венцы? венча? лася еси?, Мари? но: кровьми? же му? ченичества обагре? на, чудесы? просвети? вшися исцеле? ний, благоче? стно, му? ченице, прия? ла еси? по? честь побе? ды твое? го страда? ния. Святой Серафим Саровский 1 авг. и 15 янв. (19 июля и 2 янв. по церк. кал.) Святой Серафи? м (в миру Про? хор Мошни? н) родился в 1759-ом году в Курске в купеческой семье. В 10-летнем возрасте он сильно заболел. Во время болезни он увидел во сне Божию Матерь, Которая обещала его исцелить. Несколько дней спустя в Курске совершали крестный ход с местной чудотворной иконой Божией Матери. Из-за плохой погоды крестный ход пошел кратким путем мимо дома Мошниных. После того, как мать приложила Серафима к чудотворному образу, он стал быстро выздоравливать. В юном возрасте ему пришлось помогать родителям в лавке, но торговля мало привлекала его. Юный Серафим любил читать жития святых, посещать храм и уединяться для молитвы.

В 18-летнем возрасте Серафим твердо решил принять монашество. Мать благословила его большим медным распятием, которое он носил всю жизнь поверх своей одежды. После этого он вступил в Саровскую обитель как послушник.

С первого же дня в обители исключительное воздержание в пище и сне составили отличительную особенность его жизни. Он ел один раз в день, да и то мало. По средам и пятницам ничего не ел. Испросив благословение у своего старца, он стал часто удаляться в лес для молитвы и богомыслия. Вскоре он снова сильно заболел и в течение трех лет большую часть времени вынужден был проводить лежа. И снова его вылечила Пресвятая Дева Мария, Которая явилась ему в сопровождении нескольких святых. Указывая на преподобного Серафима, Пресвятая Дева сказала апостолу Иоанну Богослову: “Этот нашего рода. ” Потом коснувшись жезлом его бока, Она исцелила его.

Пострижение в монашеский чин состоялось в 1786-ом году (когда ему было 27 лет) . Ему дали имя Серафим, что на еврейском значит “пламенный, жгучий. ” Вскоре его рукоположили в иеродиакона. Имя свое он оправдал необыкновенным молитвенным горением. Он все время, за исключением самого краткого отдыха, проводил в храме. Среди таких молитвенных и богослужебных трудов преп. Серафим удостоился видеть ангелов, сослужащих и поющих в храме. На литургии в Страстной четверг он увидел самого Господа Иисуса Христа в образе Сына Человеческого, шествующего в храм с небесными силами и благословляющего молящихся. Пораженный этим видением, преподобный долго не мог разговаривать.

В 1793-ем году преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха, после чего в течение года он ежедневно служил и причащался святых Таин. Потом святой Серафим стал удаляться в “дальнюю пустыньку” – в лесную глушь в пяти верстах от Саровской обители. Велико было совершенство, достигнутое им в это время. Дикие звери: медведи, зайцы, волки, лисицы и другие – приходили к хижине подвижника. Старица Дивеевской обители, Матрона Плещеева лично видела, как святой Серафим из своих рук кормил пришедшего к нему медведя. “Особенно чудным показалось мне тогда лицо великого старца. Оно было радостно и светло, как у ангела, ” – рассказывала она.

Живя в своей пустыньке, преподобный Серафим однажды сильно пострадал от разбойников. Будучи очень крепким физически и имея при себе топор, преподобный Серафим им не противился. В ответ на требование денег и на угрозы, он опустил топор на землю, сложил крестообразно руки на груди и покорно отдался им. Они стали бить его по голове обухом его же собственного топора. Кровь полилась у него изо рта и из ушей, и он упал без сознания. После этого они принялись избивать его поленом, топтали ногами и тащили по земле. Они перестали его избивать лишь тогда, когда решили, что он умер. Единственное сокровище, которое разбойники нашли в его келье была икона Умиления Божией Матери, перед которой он всегда молился. Когда через какое-то время разбойников поймали и судили, преподобный заступился за них перед судьей. После избиения разбойниками преподобный Серафим остался сгорбленным на всю жизнь.

Вскоре после этого начинается столпнический период жизни преподобного Серафима, когда он проводил дни на одном камне близко к “пустыньке, ” а ночи – в гуще леса. Почти без перерыва он молился с воздетыми к небу руками. Такой подвиг его продолжался тысячу дней.

По особому видению Божией Матери под конец своей жизни преп. Серафим взял на себя подвиг старчества. Он начал принимать всех, приходящих к нему за советом и наставлением. Многие тысячи людей из самых разнообразных слоев и состояний стали посещать теперь старца, который обогащал их из своего духовного сокровища, приобретенного многолетними подвигами. Все встречали преп. Серафима кротким, радостным, вдумчиво задушевным. Приходящих он приветствовал словами: “Радость моя! ” Многим он советовал: “Стяжи (приобрети) мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи. ” Кто бы ни приходил к нему, всем старец кланялся до земли и благословляя, сам целовал руки. Он не нуждался, чтобы приходящие рассказывали ему о себе, но сам знал, что у кого на душе.

Еще он говорил: “Веселость – не грех. Она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет. ” “Ах, если бы ты знал, – говорил он однажды иноку, – какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарностью. Если бы самая эта келья наша была полна червей и если бы эти черви ели нашу плоть в течение всей здешней жизни, то со всяким желанием надобно бы на это согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости, которую уготовал Бог любящим Его. ” Чудесный случай преображения облика святого описал близкий почитатель и ученик святого Серафима – Мотови? лов. Это случилось зимой, в пасмурный день. Мотовилов сидел в лесу на пне. Святой Серафим сидел напротив него на корточках и говорил своему ученику о смысле христианской жизни, объяснял, зачем мы, христиане, живем на земле. “Надо, чтобы Дух Святой вошел в сердце, – говорил он. – Все то хорошее, что мы делаем ради Христа, дает нам Духа Святого, но всего более молитва, которая всегда в наших руках. ” “Батюшка, – ответил ему Мотовилов, – да как же я могу видеть благодать Духа Святого, как я могу знать, со мной Он или нет? ”Святой Серафим стал давать ему примеры из жизни святых и апостолов, но Мотовилов все не понимал. Тогда старец взял его крепко за плечо и сказал ему: “Оба мы теперь, батюшка, в Духе Божьем. ” У Мотовилова как бы раскрылись глаза, и он увидел, что лицо старца светлее солнца. В сердце же своем Мотовилов ощутил радость и тишину, телу его было тепло, как летом, а вокруг них разливалось благоухание.

Мотовилов ужаснулся этой необычайной перемене, а главное – тому, что лицо старца сияло, как солнце. Но святой Серафим сказал ему: “Не бойтесь, батюшка. Вам нельзя было бы и видеть меня, если бы Вы и сами теперь не были в полноте Духа Божьего. Благодарите же Господа за Его милость к нам. ” Так Мотовилов понял и умом, и сердцем, что значит сошествие Святого Духа и преображение Им человека. Тропарь: От ю? ности Христа? возлюби? л еси?, блаже? нне, и Тому? еди? ному рабо? тати пла? менне вожделе? в, непреста? нною моли? твою и трудо? м в пусты? не подвиза? лся еси?, умиле? нным же се? рдцем лю? бовь Христо? ву стяжа? в, избра? нник возлю? блен Бо? жия Ма? тере яви? лся еси?. Сего? ра? ди вопие? м ти: спаса? й нас моли? твами твои? ми, Серафи? ме преподо? бне, о? тче наш.

Праведная Милица 1 августа (19 июля по церк. кал.) Праведная Милица, деспотисса Сербская, происходила из древнего рода Неманичей. Она вышла замуж за благоверного князя Лазаря Сербского, который в 1379-ом году стал Сербским деспотом. После мученической кончины своего мужа в 1389-ом году, она стала управлять Сербией, до совершеннолетия своего сына Стефана. Милица была умной и деятельной правительницей, отличалась благочестием и материнской заботой о своем народе, которого в то время притесняли турки. Она заботилась о вдовах и сиротах, восстанавливала разрушенные турками храмы, строила монастыри. Получила от султана Баязета обещание не преследовать христиан в ее государстве. В 1393-ом году она приняла монашеский постриг с именем Евгении и скончалась мирно в 1405-ом году. От мощей праведной Милицы истекало целебное миро. Пророк Илия 2 авг. (20 июля по церк. кал.) Пророк Илия родился в северо-восточной части Святой Земли за девять веков до Рождества Христова. Происходил он из колена Левина, из рода Аарона. Незадолго до этого еврейское царство распалось на две части: на Иудейское царство и Израильское. В состав первого вошли два колена: Иудино и Вениаминово, а столицей был Иерусалим. Оно занимало южную часть Святой Земли. В состав Израильского царства, северного, вошли десять колен; его столицей была Самария.

При пророке Илие еврейский народ, населявший Израильское царство, начал отпадать от веры и стал почитать языческих богов, Ваала и других. В правление израильского царя Аха? ва (877–854 гг. до Р. Х.) , Илия был призван к пророческому служению и стал пламенным защитником истинной веры.

Пророк Илия убеждал нечестивого царя Ахава отвергнуть идолов и обратиться к истинному Богу, но царь не послушал его. Тогда пророк объявил ему, что три года в Израиле не будет ни дождя, ни росы. Наступили засуха и голод в Израильском царстве. Пророк удалился в пустынное место около ручья, где ворон кормил его. Когда через год ручей высох, пророк Илия пошел на север от Святой Земли, в Саре? пту Сидо? нскую, и поселился у одной бедной вдовы. Вдове нечем было кормить пророка. Из остатков муки и масла она сделала ему лепешку и накормила его. После этого по молитве пророка Илии мука и масло у вдовы никогда не кончались, и она в течение долгого времени кормила себя, своего сына и пророка Илию. Когда сын вдовы неожиданно заболел и умер, пророк воскресил его (3Цар. 17) . Гора Кармел была главным местом служения Ваалу в Израильском царстве. Когда прошло три с половиной года от начала засухи, пророк Илия собрал Ахава, народ и жрецов Ваала на горе Кармел. И сказал Илия народу: “Долго ли вам хромать на оба колена. Если Господь есть Бог, то последуйте Ему. А если Ваал, то ему последуйте. ” Чтобы узнать, кто есть истинный Бог, Илия предложил построить два жертвенника, возложить на них заколотого тельца, но дрова на жертвеннике не зажигать. Пусть каждый испросит у своего бога огня с неба. Чей бог откликнется и пошлет огонь, тот и будет считаться истинным богом. Все согласились с предложением пророка. Сначала жрецы Ваала стали взывать к своему богу о ниспослании огня. Они кричали, танцевали вокруг жертвенника и бесновались весь день. Илия над ними подшучивал, говоря, что Ваал заснул и поэтому надо кричать громче. Когда стал приближаться вечер, пророк Илия повелел всем собраться у его жертвенника. По его слову вокруг жертвенника в честь истинного Бога вырыли ров и обильно полили дрова водой, чтобы ни у кого не было сомнения в чуде. После этого пророк Илия начал молиться: “Услышь меня Господи. Да познают в сей день люди Твои, что Ты – один Бог в Израиле, и что я раб Твой! ” И ниспа? л огонь с неба, и пожрал всесожжение, и дрова, и камни жертвенника и пыль вокруг, и испарил воду, которая собралась во рве. Увидев это, весь народ в ужасе пал на колени в воскликнул: ”Господь есть Бог, Господь есть Бог! ” Тогда народ переловил всех жрецов вааловых и казнил их за то, что они в течение стольких лет вводили всех в заблуждение. Под этим впечатлением царь Ахав и народ стали спускаться с горы. В это время собрались тучи и полил долгожданный дождь, первый после многих лет! Так пророк Илия обратил многих израильтян к Богу (3Цар. 18) . После этого чуда Иезаве? ль, жена Ахава, начала преследовать пророка Илию. Ему пришлость скрываться в пустыне, и он дошел до горы Хорив, близ Синая. Здесь Илия удостоился видения, в котором Бог явился ему в веянии тихого ветра. Господь повелел Илие помазать Елисе? я на пророческое служение, в качестве своего преемника (3Цар. 19) . Конец его пророческого служения был необычным: он был взят живым на небо на огненной колеснице ( 4Цар. 2: 11 ) . Пророк Елисей, присутствовавший при этом, получил от Илии плащ, которым совершил свое первое чудо. Пророк Илия ныне пребывает во плоти на Небе, как и праотец Ено? х, который тоже был взят живым на небо ( Быт. 5: 24 ) . Существует мнение, что пророк Илия и Енох должны придти на землю перед концом мира. Они обличат антихриста и пострадают от него, как мученики.

Великими чудесами Илия много способствовал восстановлению истинной веры в Бога среди израильского народа и уничтожению идолопоклонства. Этим он подготовлял путь грядущему Спасителю мира. Пламенное усердие в защите истинной веры, безусловное послушание воле Божией, чистота и непорочность жизни, любовь к молитве и созерцанию тайн Божиих – таковы отличительные свойства этого великого пророка. Современники его, видя в нем благодать Божию, называли его человеком Божиим.

Пророку Илии молятся во время засухи. Народ верит, что Илия есть распорядитель сил природы. В дореволюционное время в Ильин день народ ждал бури и грозы и считал греховным работать. Еще до князя Владимира в Киеве существовала церковь в честь пророка Илии. Тропарь: Во пло? ти а? нгел, проро? ков основа? ние, вторы? й предте? ча прише? ствия Христо? ва, Илия? сла? вный, свы? ше посла? вый Елисе? еве благода? ть, неду? ги отгоня? ти и прокаженны? я очища? ти: те? м же и почита? ющим его то? чит исцеле? ния. Равноапостольная Мария Магдалина 4 авг. (22 июля по церк. кал.) Святая мироно? сица Мария Магдали? на родилась в городе Магда? ле на берегу Геннисаретского озера, в северной части Святой Земли. Эта живописная область изобилует плодами и рыбой. Жители ее отличались от других палестинцев непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженостью. Эти качества были присущи и Марии Магдалине.

С юности она страдала беснованием. По стечению обстоятельств, или вернее по милости Божией, она повстречалась с Господом Иисусом Христом, когда Тот с проповедью Евангелия посетил те места. Господь умилосердился над ней и изгнал из нее семь бесов, и этим дал ей телесное и душевное исцеление. С тех пор благодарная Мария, оставив все, сделалась ученицей Христовой, служа Ему вместе с другими благочестивыми женщинами.

Когда при взятии Спасителя на суд к Пилату поколебалась вера учеников и все бежали, она не оставила Господа, но стояла у креста вместе с Его Пречистой Матерью и возлюбленным учеником, апостолом Иоанном. Она сопровождала тело Спасителя при перенесении его ко гробу-склепу в саду праведного Иосифа Аримафейского и там умастила его драгоценным миром и ароматами. За это она получила наименование мироно? сицы. Погребение тела Спасителя совершалось поспешно, так как через несколько часов в ту пятницу вечером должен был начаться иудейский праздник Пасхи.

На следующий день после Пасхи, в воскресенье рано утром, когда еще тьма простиралась над землей, Мария первая пришла ко гробу, чтобы докончить обряд погребения тела Спасителя. По дороге ко гробу она недоумевала, как она отвалит от гроба камень, который был очень тяжелым. Но когда она пришла сюда, оказалось, что камень уже отвален. Тогда Мария поспешно возвратилась и рассказала об этом апостолам Петру и Иоанну. Опережая друг друга, апостолы прибежали ко гробу. Не найдя там ничего, кроме погребальных пелен, апостолы вернулись назад. Мария же, придя после апостолов, тоже вошла внутрь гроба и начала плакать. Тут она увидела двух ангелов в образе юношей в белых одеждах. Один из них спросил ее: “Женщина, что ты плачешь, кого ищешь? ” На что Мария ответила: “Взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его. ” Сказав это, она оглянулась и увидела Самого Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она сказала Ему: “Господин! Если ты взял Его, скажи мне, где ты положил Его. ” Господь сказал ей: “Мария! ” Она узнала знакомый голос и увидела, что это воскресший Спаситель. В порыве радости она припала к Его ногам.

В этот же день Мария удостоилась снова увидеть воскресшего Спасителя, когда она в третий раз пришла ко гробу, уже с прочими женами-мироносицами. Об этих явлениях Спасителя она рассказала апостолам, но они не поверили ей. После вознесения Господня Мария вместе с другими апостолами удостоилась благодати Святого Духа в день Пятидесятницы. Она, как свидетельница жизни и чудес Спасителя, обошла многие страны с христианской проповедью.

Есть сказание, что она проповедуя в Риме, пришла во дворец к императору Тиверию. На аудиенции у императора она рассказала ему о Господе Иисусе Христе, о Его учении и воскресении из мертвых. Император усомнился в чуде воскресения и попросил доказательства у Марии. Тогда она взяла лежавшее на столе вареное яйцо, и, подавая императору, сказала: “Христос воскре? се! ” При этих словах белое яйцо стало в руках императора ярко красным. (Это событие прекрасно изображено на восточной алтарной стене роскошного храма святой Марии Магдалины, выстроенном императором Александром III-им в Гефсиманском саду в 1886-ом году. Святая стоит там в своем скромном белом апостольском одеянии перед императором, окруженном телохранителями. В ее протянутой руке красное яйцо) . В день ее памяти в Гефсиманском саду после литургии богомольцам предлагали красные пасхальные яйца, говоря: “Христос Воскрес! ” После Рима Мария Магдалина отправилась в Ефес и здесь помогала в проповеди апостолу Иоанну Богослову. Обстоятельства ее смерти – неизвестны. При императоре Льве (886–912) ее нетленные мощи были перенесены в Константинополь. Во время крестовых походов они были увезены в Рим. Папа Гоно? рий II-ой (1216–1227 гг.) упокоил их под алтарем святого Иоанна в Латеране (это один из самых древних храмов в Риме) . Тропарь: Христу? нас ра? ди от Де? вы рождше? муся, честна? я Магдали? на Ма? рия после? довала еси?, Того? оправда? ния и зако? ны храня? щи: те? мже днесь всесвяту? ю твою? па? мять пра? зднующе, гре? хов разреше? ние моли? твами твои? ми прие? млем.

Мученица Христина 6 авг. (24 июля по церк. кал.) Святая Христина была дочерью правителя города Тира в Лебаноне. Родители ее были язычниками, но по Божиему предусмотрению дали ей имя, которое предуказывало ее призвание стать христианкой. Не было среди отроковиц подобной ей по красоте. Желая сохранить ее девственницей, отец устроил особое помещение, поставил в нем идолов и приказал ей служить им. Живя в уединении, Христина часто любовалась звездным небом и, подобно великомученице Варваре, пришла к убеждению, что должен существовать единый Творец. Бог устроил так, что она познакомилась с христианами, которые рассказали ей о христианской вере, и она уверовала во Христа. После этого святая Христина с негодованием сокрушила идолов в своем доме, за что ее по отцовскому повелению предали различным мучениям. Ее нещадно избивали, строгали ее тело острым железом, жгли огнем, бросали в ров с ядовитыми змеями и проч. Наконец, воины закололи святую Христину мечами и пиками. Так эта святая мученица пострадала в 300-ом году. Память ее особенно чтится на Востоке. Кондак: Светови? дная голу? бица позна? лася еси?, крыле? иму? ще зла? те и к высоте? небесне? й возлете? ла еси?, Христино? честна? я: те? м же твой сла? вный пра? здник соверша? ем, ве? рою поклоня? ющихся твои? х моще? й ра? це: из нея? же истека? ет всем оби? льно исцеле? ние боже? ственное, душа? м же и те? лом.

Стратотерпцы князья Борис и Глеб 6 авг. (24 июля по церк. кал.) Князья Борис и Глеб были сыновьями равноапостольного князя Владимира и царевны Анны Византийской. С юности они отличались своей религиозностью. Из летописи известно, что князь Борис очень любил церковное пение. Святой князь Владимир питал к обоим особо нежные чувства за их преданность святой вере и за их нежную братскую любовь друг к другу.

Еще при его жизни князь Борис получил в управление Росто? вское княжество, а Глеб – Му? ромское. Оба они прилагали усилия к распространению в своих княжествах Христовой веры среди грубых язычников. Святой Глеб считается просветителем Муромо-Рязанской области, где с древнейших времен и до ныне хранится память о нем, как о первом проповеднике христианства и о покровителе страны.

В 1015-ом году после кончины святого Владимира великим княжеством овладел Святопо? лк, заклейменный именем Окая? нного. Опасаясь соперничества святых братьев, он решил убить их. Святой Борис был в это время со своей дружиной при реке Альте. Дружина предлагала ему идти на Киев и овладеть престолом, но святой Борис не захотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение. Между тем Святополк, извещая святого Бориса о кончине отца, коварно предлагал ему быть с ним в любви и обещал увеличить его удел, отправив вместе с тем убийц к нему. В ночь на 24-го июля убийцы пришли к шатру Бориса и, услыхав доносившееся из шатра пение псалмов, решились подождать, когда Борис отойдет ко сну. Едва только святой князь возлег на свой одр, как убийцы ворвались и пронзили копьями святого князя и его слугу Георгия, родом венгра, пытавшегося защитить своего господина собственным телом. Еще дышавшего мученика убийцы завернули в шатерное полотно и повезли к Святополку, который узнав, что святой Борис еще жив, послал двух варягов пронзить мечем его сердце. Тело святого князя тайно было привезено в Вышгород и там похоронено в церкви святого Василия.

После убиения святого Бориса, Святополк послал за святым Глебом, бывшим в то время близ Смоленска, к будто бы опасно заболевшему отцу. Юный князь, уже предуведомленный о злодействе Святополка, со слезами молился об отце и брате, когда явились к нему убийцы, подосланные Святополком. Горасер, стоявший во главе этих убийц, приказал зарезать святого князя его же повару, родом турчину. Это было 5-го сентября 1015-го года.

В 1019-ом году после занятия Киева Ярославом Владимировичем, заботами этого князя тело святого Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом святого Бориса. Вскоре на могиле святых князей начали совершаться чудеса. Когда церковь святого Василия сгорела, мощи святых князей были перенесены во вновь построенную в их честь в Вышгороде церковь. При открытии гробов святых князей, митрополит Иоанн со священниками увидел чудо: тела святых оказались белы, как снег, лица их сияли небесным светом, так что удивлялись митрополит и все люди, ощущая особое благоухание. В 1240-ом году во время Баты? ева нашествия на Киев, мощи святых Бориса и Глеба исчезли. Память обоих князей-мучеников чтится на Руси с древних времен, о чем свидетельствует, между прочим, множество доныне уцелевших в честь их древних монастырских и приходских церквей, построенных в их честь в разных концах России.

Русские люди видели в святых князьях-мучениках своих заступников и молитвенников. Летописи полны сказаний о чудесных исцелениях, совершавшихся у мощей святых князей и о победах, одержанных с их помощью (например: Рюриком Ростиславовичем над Кончаком, святым Александром Невским над немцами) . Тропарь: Правди? выя страстоте? рпцы, и исти? нная ева? нгелия Христо? ва послу? шателя, целому? дренный Бори? се с незло? бливым Гле? бом, не сопроти? в ста? ста вра? гу су? щу бра? ту, убива? ющему теле? са ва? ша, душа? м же косну? тися не могу? щу, да пла? чется убо зло? й властолю? бец, вы же ра? дующеся с ли? ки а? нгельскими, предстоя? ще Святе? й Тро? ице, моли? теся о де? ржаве сро? дников ва? ших, богоуго? дней бы? ти, и сыново? м Росси? йским спасти? ся.

Блаженная Олимпиада диаконисса и исповедница 7 авг. (25 июля по церк. кал.) Святая Олимпиа? да была дочерью знатного сановника и родилась в Константино? поле около 366-го года. Ее дед по материнской линии занимал влиятельный пост при дворе императора Константина Великого. В ранней юности Олимпиада была помолвлена, но жених ее скончался прежде бракосочетания. Олимпиада решила остаться девой и посвятила себя служению Богу. Она унаследовала большое имение. Считая богатство Божиим достоянием, она раздавала его нищим, церквам, монастырям, странноприимным домам, темницам, местам ссылки. В ее житии говорится, что она никому не отказывала в помощи.

Придя в Рим, святитель затворился с юношей в комнате и усердно молился всю ночь. На следующее утро юноша вышел из комнаты совершенно здоровым. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника, по имени Авундий. Градоначальник, язычник-фанатик, весь свой гнев обратил на святителя Валентина. Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Не добившись успеха, они бросили его в тюрьму. Здесь его стали навещать ученики Кратона, которые приняли христианство. Но вскоре святому Валентину отсекли голову. После него пострадали также и ученики Кратона: Прокул, Ефив и Аполлоний – за распространение христианской веры. Авундий похоронил их при гробе священномученика Валентина. Тропарь: И нра? вом прича? стник и престо? лом наме? стник апо? столом бы? в, дея? ние обре? л еси? богодухнове? нне, в виде? ния восхо? д: се? го ра? ди сло? во и? стины исправля? я, и ве? ры ра? ди пострада? л еси? да? же до кро? ве, священному? чениче Валенти? не, моли? Христа? Бо? га, спасти? ся душа? м на? шим.
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Избранные Жития святых, Февраль - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Август - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Ноябрь - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Июнь - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Октябрь - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Март - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Апрель - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Январь - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Июль - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Декабрь - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Февраль - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Август - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Ноябрь - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Июнь - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Октябрь - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Март - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Апрель - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Май - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Сентябрь - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Июль - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Январь - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) | Избранные Жития святых, Декабрь - читать, скачать - епископ Александр (Милеант) |
Людмила Никеева - Страница 16
... была в том нужда… После службы увидела Р. «Ну, как вы съездили? Не зайдете ли ко мне? » Еще по пути Р. рассказала о своей главной новости: ей, коренной петербурженке, до сих пор живущей в коммуналке, дают квартиру по программе социальной помощи преподавателям, на каких-то немыслимо льготных условиях. Это была совсем свежая новость, и только о ней она могла и думать. И, когда мы трапезничали у нее на кухне, в углу, который она делит с кем-то из соседей, она рисовала мне схемку предполагаемой... Вложения: Комментарии: 9 4 мар 2012 Совесть 29 фев 2012 Час души Совесть Голос Божий в человеке Епископ Александр (Милеант) «В миру – Александр Васильевич Милеант, читаем об этом авторе на сайте «Православие. ру». – Родился в Одессе в семье военных. В 1944 г. отец – Василий Милеант без вести пропал на фронте, семья эмигрировала на Запад. В 1948 г. Александр попал в Аргентину, закончил Буэнос-Айресский университет. В 1967 г. закончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (США) и был рукоположен во священника. Служил на Покровском приходе в Лос-Анджелесе. В 1979 г. закончил Калифорнийский университет. В 1995 г. пострижен в монашество, а в 1998 г. – хиротонисан во епископа ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Избранные Жития святых, Июль - читать, скачать - епископ Александр (Милеант)
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"