Источник текста

ГИДЛЯНСКАЯ (ГИДЕЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


ГИДЛЯНСКАЯ (ГИДЕЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 3 марта) , чудотворный образ; самое раннее упоминание в России содержится в сб. архим.

Гидлянская икона Божией Матери Гидлянская икона Божией Матери Сюжет об обретении иконы получил развитие в сказании из рукописного сб. «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. ( МГУ. НБ. Ф. 293. № 10536-22-71 ) . Здесь дается дата явления иконы - «в лето 1082 г. » - и описаны подробности ее обретения: на пашне волы «на колени упали» и не пошли дальше, тогда Иоанн «узре на камени образ Пресвятой Богородицы вырытый». Он отнес образ в свой дом «и положи в ковчежце». От иконы исходил свет, и Иоанн «постави [икону] со Святою Тайною Господнею». Но икона перенеслась невидимо на пашню, где была обретена Иоанном вновь. О чуде он поведал людям. На месте явления был сооружен сначала деревянный столп, затем часовня, куда икона и была поставлена. С этого времени от иконы стали совершаться чудеса.

Сообщения в разных публикациях XIX в. предлагают следующее прочтение сказания из сборника Моховикова: икона была резная на камне; Иоанн сообщил о ней односельчанам, и, когда она явила свечение, икону перенесли в местный храм и поместили за престолом; из храма икона перенеслась на пашню, и там ее нашел некий крестьянин; о часовне для Г. и. ничего не сообщается, на месте находки жители «водрузили там деревянный столп и на нем поставили икону» (Поселянин. С. 174) .

Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Г. и. в списке чудотворных образов «местно чтимых в России» и указывает др. день празднования - 2 марта.

Изображение Г. и. на рус. гравюрах и иконах не представлено. В сб. «Солнце Пресветлое», сказания к-рого проиллюстрированы гравированными изображениями икон, выполненными Г. П. Тепчегорским, гравюра с Г. и. отсутствует (для нее оставлено место) . В др. списке «Солнца Пресветлого» (ГИМ. Муз. 42. Л. 127) оно также отсутствует. Изображение иконы не представлено и в самых обширных по составу Сводах икон Божией Матери, как гравированных, так и иконописных.

Недостаток сведений, в т. ч. об облике Г. и., связан с тем, что информация практически не обновлялась со времени помещения ее в сб. архим. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое». География распространения икон в этом сборнике не ограничена территорией России, в нем представлены сведения об образах «иже во многих странах чудотворныя». Так, Г. и. явилась «в земле Лядской», т. е. на территории совр. Польши, где и ныне почитается святыней, более известной под названием «Гидельская», и находится в церкви ордена доминиканцев в с. Гидле ( в 20-25 км от Ченстоховы ) .

Польск. источники относят явление иконы к 1516 г. История обретения, как и имя человека (Ян Чечик) , ее нашедшего, в общих чертах совпадает с рус. вариантом. К неизвестным подробностям сказания относятся сведения о том, что Ян, скрывший у себя в доме икону, ослеп (по др. версии, слепотой было поражено и его семейство) . По совету набожной женщины в дом был приглашен местный свящ. Петр Волпкай. Он извлек фигурку Богоматери из сундука и омыл ее водой, от к-рой семейство Чечика получило исцеление. Иконка была перенесена в приходский храм во имя св. Марии Магдалины и поставлена в алтаре («рядом со Святыми Дарами») , однако вскоре образ переместился на поле, к месту обретения. Там в честь Г. и. поставили деревянный столп (традиция сооружения придорожных часовен в виде столпов распространена в Польше) , к-рый сохранился до наст. времени.

В 1615 г. владелицей Гидле Анной Домбровской, пожелавшей построить для Г. и. каменную часовню, были приглашены монахи ордена доминиканцев. В 1624 и 1636 гг. им были пожертвованы с. Гидле и близлежащие населенные пункты. Несмотря на возникшие имущественные споры, в 1649 г. в Гидле была сооружена базилика в честь Успения Пресв. Богородицы (освящена в 1656) , куда была помещена Г. и.

Для засвидетельствования чудес от Г. и. по благословению архиеп. Гнезненского ок. 1615 г. была создана комиссия; исследованные ею чудеса были подтверждены специальным актом от 30 окт. 1651 г. Согласно сведениям, собранным в кн. «Великое сокровище» (Skarb wielki) , наибольшее количество чудес ( общее число - 300 ) было зафиксировано с 1620 по 1700 г., среди них названо 31 (!) чудо воскрешения умерших. Чудеса исцелений происходят и в наст. время (в 2004, 2005 документировано ок. 10 чудес) . Традиционно в 1-е воскресенье мая (день обретения Г. и.) совершается омовение иконы в вине, к-рое обретает целебную силу.

19 авг. 1922 г. была совершена коронация образа, на месте коронации построена часовня, к к-рой ежегодно совершается крестный ход.

Г. и. представляет собой маленькую (ок. 9 см) резную в камне фигурку Богородицы в рост с Младенцем Христом на левой руке. Младенец, подобно скульптурам Богородицы из Вроцлава (ок. 1410) или Сважево ( «Мадонна рыбаков», XV в. ) , изображен обнаженным. В правой руке Богородицы плод - излюбленный мотив многих, в т. ч. чтимых, польск. образов. Скульптуру из Гидле исследователи относят к народному искусству. Она проста по исполнению, «но зато очень искреннее, вдохновленное подлинной верой» произведение (Нижински. С. 202) .

В наст. время икона находится в базилике в честь Успения Пресв. Богородицы в специально созданном для нее алтаре в юж. части храма. Она помещена в небольшой 4-гранный прозрачный киот, увенчанный короной. Благодаря высокому резному столбику в основании киота икона вынесена вверх, на передний план алтаря; фоном ей служит резное обрамление в виде архитектурных колонок ( в центре - живописная картина ) , к-рые создают перспективную аркаду и тем самым зрительно выделяют небольшую фигурку Богоматери. На находящейся в храме полихромной барельефной панели показаны явление образа (справа) и его история, связанная с пребыванием вдоминиканском ордене (слева) ; под панелью размещены 24 живописных изображения чудес от Г. и. Лит. : Сергий (Спасский) , архиеп. Месяцеслов. Т. 3. С. 659; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 428; Поселянин Е. Богоматерь. С. 173-174; Нижински В. Святыни Пресв. Девы Марии в Польше Почитание Божией Матери. Варшава; М., Б. г. С. 202. Ил. 16; [Электр. ресурс] Э. В. Шевченко Рубрики:

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

ГЕОРГИЙ МЕТОХИТ | ГЕОРГИЙ МОНАХ | ГЕРАСИМ | «ГЛАГОЛ ВРЕМЁН» | ГЕРБЕРТ АВРИЛАКСКИЙ | ГИГАНТИЙ | ГЕОРГИЙ | ГЕРМАН | ГЕОРГИЙ | ГЕОРГИЙ КИПРСКИЙ | «ГОЛОС БЕССАРАБСКОЙ ЦЕРКВИ» | ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ В СТАРО-НАГОРИЧИНО | ГЕРМАН | ГЕОРГИЙ | ГЛИКЕРИЙ | «ГОЛОС ЛИТОВСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЕПАРХИИ» | «ГОЛОС ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН ЧЕРНИГОВСКОЙ ЕПАРХИИ» | ГЕРМАН | ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ В СТАРОЙ ЛАДОГЕ | ГЕОРГИЙ БОГОНОСЕЦ | ГЕРМАН | ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ | ГЕРМАН ГАРЕДЖИЙСКИЙ | ГЛАГОЛЕВ | ГИБЕЛЛИНЫ | ГЕОРГИЙ | ГИРГАС | ГЕОРГИЙ НОВЫЙ | ГЕОРГИЙ IV | ГЕРМАН | ГЛАДДЕН | ГЕРИБЕРТ | ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР | ГЕОРГИЙ КИПРСКИЙ | ГЕОРГИЙ | ГЕОРГИЙ I | ГЕРМАН | ГИМАТИЙ | ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ | ГЕРАСИМ | ГЕРМАНОВСКАЯ (ЕРМАНСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | ГЕОРГИЙ | ГЕРАСИМ III | ГЕОРГИЙ МАХЕРОМЕН | ГЕОРГИЙ КЕДРИН | ГЕРБОВЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | ГЕОРГИЙ | ГИДЕОНОВЫ БРАТЬЯ | ГЕОРГИЙ | ГЕОРГИЙ | ГЕОРГИЙ | ГЕРОНТИЙ | ГОЛИЦЫН | ГЕОРГИЙ | ГОВЕНИЕ | ГЛИКЕРИЙ | ГЕОРГИЙ | ГЕРАСИМ ПОПОВКА | ГЕРМАН | ГЕРТРУДА | ГЕОРГИЙ II | ГЕОРГИЙ | ГЕОРГИЙ | ГЕОРГИЙ | ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ | «ГЕРМАНОВ СБОРНИК» | ГЕОРГИЙ МОНАХ | ГЕРАСИМ | ГЕОРГИЙ I | ГЕРЦОГ | ГЕОРГИЙ | ГЕРСОНИД | ГЕОРГИЙ | ГЕРОВ | ГЕРОНТИЙ | ГИФИЙСКАЯ И ИТИЛСКАЯ МИТРОПОЛИЯ | ГЕРАСИМ I СПАРТАЛИОТ | ГЕОРГИЙ ПАХИМЕР | ГЕОРГИЙ | ГЕРОНТИЙ | ГОАР | ГЕОРГИЙ | ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА, СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ | ГОЛУБЦОВ | ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ | ГЕОРГИЙ | ГЛЕМП | ГЕОРГИЙ | ГЕОРГИЙ | ГЛЮК | ГЕРМАН | ГОЛЬТИСОН | ГНЁЗДОВО | ГИЗЕЛЕР | ГЕФ | ГЕРОНТИЙ | ГОЛЛЬ | ГЛУХОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО | ГЕРОСКИПУ | ГЕРОНТИЙ | ГИЛЛЕЛЬ | ГЛАВА ЦЕРКВИ | ГЕОРГИЙ, АВРЕЛИЙ, ФЕЛИКС, НАТАЛИЯ И ЛИЛИОЗА | ГИДЛЯНСКАЯ (ГИДЕЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | ГЕРАСИМ | ГЕРМАН | ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ | ГЛЕБ ВСЕСЛАВИЧ | ГИРОКАСТРА | ГНУСИН | ГЕРМАН | ГИППИУС | ГОЙЯ | ГЛУШИЦКИЙ СОСНОВЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ | ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ | ГЕРМАН | ГЛЕДЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ | ГЕОРГИЙ ТРАПЕЗУНДСКИЙ | ГЕЭЗ | ГИЛЬДЕБРАНД | ГЕРМАН | ГЛАГОЛЕВ | ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ | ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ | ГЛУШИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ | ГИНКМАР | ГЕОРГИЙ УГРИН | ГНЕВ | ГЁРЕМЕ | ГЛИНСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ | ГИТЛЕР | «ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС» | ГЕРМАН I | ГЕОРГИЙ АМАРТОЛ | ГОГОЛЬ | ГИМНОГРАФИЯ |
ГИДЛЯНСКАЯ (ГИДЕЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ... (ГИДЕЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 3 марта) , чудотворный образ; самое раннее упоминание в России содержится в сб. архим. Гидлянская икона Божией Матери Гидлянская икона Божией Матери Сюжет об обретении иконы получил развитие в сказании из рукописного сб. «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. ( МГУ. НБ. Ф. 293. № 10536-22-71 ) . Здесь дается дата явления иконы - «в лето 1082 г. » - и описаны подробности ее обретения: на пашне волы «на колени упали» и не пошли дальше, тогда Иоанн «узре на камени образ Пресвятой Богородицы вырытый». Он отнес образ в свой дом «и положи в ковчежце». От иконы исходил свет, и Иоанн «постави [икону] со Святою Тайною Господнею». Но икона перенеслась невидимо на пашню, где была обретена Иоанном вновь. О чуде он поведал людям. На месте явления был сооружен сначала деревянный столп, затем часовня, куда икона и была поставлена. С этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Сообщения в разных публикациях XIX в. предлагают следующее прочтение сказания из сборника Моховикова: икона была резная на камне; Иоанн сообщил о ней односельчанам, и, когда она ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: ГИДЛЯНСКАЯ (ГИДЕЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"