> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Кириллы, патриархи константинопольские (1—7), Православная ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
греческой типографии была печальна. Турки, разгневавшись на Кирилла, послали своих солдат, которые до основания разрушили типографию и уничтожили все типографские принадлежности, а управитель ее Метакса должен был искать спасения в бегстве. Кирилл сам не пострадал только потому, что за него заступился бельгийский посланник: как известно, Кирилл в минуту жизни трудную всегда искал защиты у иностранных посланников в Константинополе, и редко обманывался в их услугах, – в особенности со стороны посланников протестантских государей. В заслугу Кириллу следует поставить то, что он первый ввел в константинопольской греческой церкви летосчисление от года рождества Христова, так как здесь еще оставалось устарелое летосчисление от сотворения мира. Это произошло в 1628 году. Вообще же мы должны сказать, что правление Кирилла константинопольскою церковию очень не богато выдающимися событиями. Нравственное состояние константинопольского духовенства не только не поднялось, но даже значительно понизилось. Кирилла иногда прямо называют (– так поступает, напр., Дофисей, патр. иерусалимский –) „сокрушителем добрых нравов“, ибо он и себе и прочим клирикам позволял носить шелковые и другие не принятые одежды; кроме того, он будто бы сквозь пальцы смотрел на то, что некоторые клирики (безбрачные) завели себе женщин сожительствующим (τὰσ συνεισάκτους) , т. е. таких, которые являлись подозрительными с точки зрения скромности и целомудрия. Кирилл умер к 1638 году насильственною смертию. Он был оклеветан пред султаном Муратом IV, как опасный и достойный казни изменник. По, приказанию султана, он сначала был заточен в одну крепость близ Константинополя, а потом задушен и тело его брошено было в море. Кончина его в одном греческом сказании (о нем см. в след. статье стлб. 343–345) осенена многими чудесами, но сказание это – плод досужей фантазии одного слепого приверженца Кириллова. Ал. Лебедев Кирилл Лукарис и вопрос о его православии. – Сношения греческой церкви с протестантами, достигшие значительного развития в ХVII-м веке при константинопольском патриархе Иеремии ІІ-м, не только не ослабевают в дальнейшем ХVІІ веке, но еще расширяются, усложняются и вызывают знаменательные движения в греческой церкви. Начало ХVІІ-го века было особенно благоприятно для сношения греков с протестантами. В это время усиливается влияние на Порту правительств западных протестантских народов – англичан, голландцев, шведов. Послы этих протестантских правительств получили большой вес в глазах главнейших представителей Порты. Это преимущественно должно сказать о посольствах английском и голландском. Порта и вообще благосклонно относилась к протестантским державам, а в свою очередь послы этих держав, находясь в Константинополе, покровительствовали греческой церкви, видя ее неприязненно настроенною против папства, что было приятно представителям протестантских государей. Между протестантскими послами и греческою церковию устанавливались вообще добрые отношения, а это располагало греков к более обстоятельному и близкому ознакомлению с протестантским строем мысли и с учением протестантских религиозных обществ. Наиболее важным средством к такому ознакомлению служили путешествия на Запад жаждущих просвещения греков. Примеры таких путешествий умножились к концу ХVII-го века и возросли в начале ХVІІ-го. Путешествовавшие с научною целию греки избирали местом своего пребывания чаще всего протестантские страны, в которых, как и естественно, они находили ученые учреждения и ученых профессоров протестантского направления. Выбор этих именно стран определялся прежде всего тем, что греки, если пускались в ученое путешествие с ясно созванными намерениями, избегали таких западных центров просвещения, в которых господствовала папская ферула. Не редко, при том же, путешествующие по Западу, греки предпринимали это трудное дело с прямым намерением отыскать для себя орудия, наиболее пригодные в борьбе с притязательным и неугомонным римско-католицизмом. В виду всего этого греки, желавшие изучать науки, больше всего устремлялись в Англию, Германию, Швейцарию, Голландию. Так было и с Кириллом Лукарисом. Родственник его известный александрийский патриарх Мелетий Пигас, заботившийся о последнем, – по достижении им двенадцатилетнего возраста – отправил юношу на Запад, где только и можно было тогдашнему греку получить основательное научное образование. Сначала Кирилл учился в Венеции: здесь им приобретено было образование, подготовлявшее его к прохождению высшего курса наук, для чего он переправляется в Падую ради занятий в тамошнем университете. Этот город принадлежал венецианской республике, а потому здесь наука мало была стеснена по отношению к свободе преподавания: папский гнет, которого так опасались и боялись греки того времени, тут отсутствовал. У кого же и чему учился Кирилл в Падуе? Насколько правительство здесь обнаруживало заботливость о нравственном поведении учащихся, настолько же оно оставляло без внимания характер и направление учащих. Уже об Якове Заборелле, падуанском профессоре, у которого раньше учился Мелетий Пига, известно, что это был скептик, и о нем говорили даже, что он не верил в бессмертие души.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

хрисанф нотара | бачковского мон-ря | кирилла лукариса | досифей нотара | кирилла iii лукариса |
Постоянная ссылка: Кириллы, патриархи константинопольские (1—7), Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера